суббота, 11 октября 2014 г.

Элифас Леви и оккультное таро

Вдруг обнаружил, что на блоге до сих пор нет ни одной заметки о такой крупнейшей фигуре в истории оккультной тарологии, как Элифас Леви. Поэтому сегодняшний пост будет посвящён ему, и для видения контекста я отсылаю читателей к статьям от марта и апреля сего года, где рассматривались другие зачинатели оккультистских трактовок таро. После выхода в свет этих первых систем оккультной тарологии в течение примерно полувека о них постепенно забывали. Несмотря на популярность египетской версии происхождения таро в кругах некоторых французских интеллектуалов XVIII века, уже в веке следующем, после открытия и начала исследования Египта исторического, версия основателей научного (или квазинаучного) изучения таро перестала привлекать большинство мыслителей, делавших карты предметом рефлексии. Впрочем, падение интереса к теориям Кура де Жебелена и графа де Меле не повлекло за собой утраты интереса к теориям Эттейллы, и к началу XIX века философический аспект был отодвинут на второй план, уступив место, прежде всего, аспекту гадательному (и здесь стоит заметить, что влияние Эттейллы было всё же большим, нежели влияние Антуана Кура)1.
О необходимости принципиально нового подхода к созданию и комментированию карт, которая назрела в XIX в., пишет Андрей Костенко: «Традиция Эттейллы развивалась скорее в сторону картомантии (коммерческого гадания на картах), чем высокого оккультизма, поэтому его колоды в кругу маркиза де Гюайта как бы «не шли в счет». Нужно было создать (и напечатать) такое Таро, в котором гадательный аспект был бы лишь второстепенным. Рисунки этих карт должны были воплощать идеи Каббалы, нумерологии, алхимии, месмеризма, масонского символизма – словом, всего того, из чего складывался «просвещенный» французский оккультизм конца XIX века»2. Став ребенком Нового времени, оккультизм пытался создать собственную энциклопедию, иллюстрациями к которой были избраны карты таро. Интересно, что тенденция интерпретировать карты как некий ключ к тайнам религиозного мировоззрения набирает вес как раз в период усиления интереса к оккультизму, каковой интерес некоторые исследователи (например, Ф. Кинг3) соотносят с романтизмом и готикой. С другой стороны, карты таро интерпретировали в религиозном ключе уже представители просветительской исследовательской парадигмы4, начиная от Антуана Кура де Жебелена, и стремление реконструировать (на деле – построить) рациональную систему таро также присуще большинству известных оккультистов рубежа ХІХ-ХХ веков.
"Колесо Иезекииля"
Идея ухода от гадательного аспекта карт к их высшему оккультному значению была предложена Альфонсом Луи Констаном5, который был известен также под псевдонимом Элифас Леви Захед. Он уделяет картам большое внимание в своих книгах, в том числе – в «Догме и ритуале высшей магии» (Dogme et rituel de haute magie, 1856), структура которой создана в соответствии со структурой колоды козырей таро. Последняя глава второго тома полностью посвящена роли таро как инструмента прорицания, ключа к магии. Несмотря на то, что она называется «Книга Гермеса», Элифас Леви не склонен выводить карты из Египта. Ссылаясь на комментарий Филона Иудея (Филона Александрийского) к Суд. 17:5, он предлагал выводить родословную таро от прорицательного инструмента, которым, по его мнению, пользовались иудейские священники – терафим. Помимо фонетической близости, а также значения (слово théraphimתרפיםон переводит как «иероглифы» или «знаки фигур»), Элифас Леви прослеживает преемственность карт от символических изображений – терафим – а также камней урим и туммим. Впоследствии же, после прихода в мир Иисуса Христа, когда все оракулы мира смолкли, а в Израиле не осталось более суверенов-священников, Храм был разрушен, и знанию грозило быть утраченным, – некоторые каббалисты зафиксировали иероглифы терафим на золотых пластинках, драгоценных камнях и т.п., в каковом виде карты и стали известны исследователям вроде Антуана Кура де Жебелена и парикмахера Эттейллы6. Последнего, с его предпочтением гадания исследованию, Констан особенно критикует, хотя и подтверждает, что карты могут исполнять роль инструментов для прорицания даже в руках людей, не владеющих теорией или тайным знанием – не только Эттейллы, но даже Марии Ленорман.
"Монограмма Гнозиса"
Тесно связана с тарологией также книга «Магический ритуал Sanctum Regnum, интерпретированный с помощью старших арканов таро» (The magical ritual of the Sanctum Regnum : interpreted by the tarot trumps, 1896). Собственно, впервые эта книга увидела печатный станок в 1896-м году, но писал её Элифас Леви ещё в 1860-х годах, и рукопись путешествовала через несколько рук, пока не была издана в Англии У. У. Уэсткоттом7. Хотя эта книга и составлена в связи с тарологической системой Элифаса Леви, непосредственно о картах там пишется не слишком много. Тарологическая символика присутствует на Монограмме Универсального Гнозиса8, а также на пантакле, обозначающем Колесо Иезекииля9. Элифас Леви пишет о колоде старших арканов как о некоем алфавите: «Колода карт Таро, она же Книга Таро (а это слово, «Taro», есть анаграмма «Rota», означающего колесо или круг), в действительности представляет собой магический, иероглифический и каббалистический алфавит, к которому добавлены четыре десятирицы и четыре четверицы и который в совокупности своей передаёт мистический смысл колеса Иезекииля. Истинная цель Великой Работы – закрепить летучее, а затем сделать летучим закреплённое»10. Но алфавит этот не просто алфавит, а ещё и инструмент, кодирующий информацию и уберегающий адептов от разглашения посвятительной тайны11. Видимо, такое отношение к картам привело к частому использованию их символики в структуре трактатов представителей школы Элифаса Леви.
Из нововведений, предложенных Элифасом Леви и транслирующихся в последующих колодах, стоит отметить: замену лошадей сфинксами в аркане «Колесница»; замену человеческой головы на голову козла в аркане «Дьявол»; соотнесение старших арканов с буквами иврита и христианизированными каббалистическими доктринами. Впрочем, тарологические концепции Констана были восприняты не полностью даже его прямыми последователями, и не последнюю роль здесь сыграло то, что середина ХІХ века прошла под знаком отказа от просветительских попыток создать максимально научную версию происхождения и прихода в Европу карт, основанную на пусть и скудных, но исторических данных, густо дополняемых умозрительными заключениями. Энциклопедические знания вытеснялись романтизмом, импрессионизмом и интуитивным постижением предмета – а стремление к прогрессу за счёт рационализма и сциентизма уступало место романтической тяге к истокам, поиску древней и первоначальной традиции, врагом и убийцей которой стало считаться Новое время и модерная просветительская парадигма.
1 Цицеро С. Т. Магическое Таро Золотого Рассвета / Сандра Табата Цицеро, Чак Цицеро ; [пер. с англ. И. Гаврилова]. – М. : Фаир-Пресс, 2004. – С. 8.
2 Костенко А. Таро Освальда Вирта (1860-1943) / Андрей Костенко // Вирт О. Таро магов / Освальд Вирт ; пер. с фр. А. Костенко. – СПб. : Экслибрис, 2002. – С. 6.
3 Кинг Ф. Современная ритуальная магия / Фрэнсис Кинг ; пер. с англ. А. Егазарова. – М. : Локид, Миф, 1999. – 368 с.– С. 29-30.
4 Халиков Р. Х. Рефлексия над таро как продукт просветительского мировоззрения / Р. Халиков // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и мистицизма / под ред. С. В. Пахомова. – СПб. : РХГА, 2011. – С. 158-166.
5 Альфонс Луи Констан (Alphonse-Louis Constant, 1810-1875), известный под псевдонимом Элифас Леви (Éliphas Lévi) – родоначальник широкого оккультного движения во Франции, теоретик оккультизма и церемониальной магии. В молодости учился в католической семинарии Сен-Сюльпи, но священником не стал. Первым предложил идею о происхождении символов таро из древнееврейской религиозной практики и начал соотносить старшие арканы таро с буквами древнееврейского алфавита. Есть легенда о нарисованной им колоде таро, но пока таковая не найдена, зато в работах Констана присутствуют рисунки некоторых арканов, которые вдохновили многих оккультистов при создании колод.
6 Eliphas Levi. Dogme et rituel de la haute magie. V. 2. Rituel / Eliphas Levi. – Paris : Librairie generale des sciences occultes Chacornac freres, 1930. – P. 334-338.
7 Гилберт Р. А. Введение // Леви Элифас. Магический ритуал Sanctum Regnum, истолкованный посредством Старших арканов таро / Элифас Леви ; пер. с англ. А. Блейз. – М. : Энигма, 2012. – С. 13-30.
8 Леви Элифас. Магический ритуал Sanctum Regnum, истолкованный посредством Старших арканов таро / Элифас Леви ; пер. с англ. А. Блейз. – М. : Энигма, 2012. – С. 62.
9 Там же. – С. 88.
10Там же. – С. 95.
11Там же. – С. 96.

Комментариев нет:

Отправить комментарий