Жан-Батист Альетт (Эттейлла) и некоторые другие современные ему исследователи поддержали версию Кура де Жебелена о египетском происхождении, и даже развили её. Так, Эттейлла в своей книге «Способ развлечься с помощью игры в карты, называемые Таро» (Manière de se récréer avec le jeu de cartes nomées Tarots, 1783) даже называет дату создания Книги Тота – «в год 1828 от сотворения мира, через 171 год после потопа, и, наконец, создание рукописи произошло 3953 года назад» [Etteilla, 9]. Он считал, что в создании этой книги принимали участие 17 магов, в том числе второй из потомков Меркурия-Атотиса, который был внуком Хама, второго сына Ноя (вероятно, речь идёт о ком-то из детей Мицраима, сына Хама и внука Ноя, который был, как свидетельствует его имя, праотцем египтян). Акт создания книги происходил, согласно версии Эттейллы, недалеко от Мемфиса, в Храме Огня, что связывает вышеупомянутого Меркурия-Атотиса также и с Зороастром, которому он приходился потомком в четвёртом поколении. Гипотезы Кура де Жебелена и, частично, Эттейллы представлены на русском языке в книге Стюарта Каплана «Классика Таро» (Tarot classic: The origins and development of tarot, ancient card spreads and divinatory meanings for fortune-telling, 1974), с обильными, хотя и не всегда дословными, цитатами. Стоит отметить также, что Эттейлла начинает заниматься картами ещё до публикации работы Кура де Жебелена, и его собственная книга о картах – Etteilla, ou manière de se récréer avec un jeu de cartes (о гадании на игральных картах) была написана ещё в 1770 году. Впоследствии он просто переориентируется на карты таро, создавая собственную колоду на их основе.

Говоря о египетской гипотезе происхождения карт, нужно иметь в виду значительное увлечение египетской тематикой во французских масонских кругах, начиная с 1730-1750-х гг. Подробный анализ этого увлечения даёт Серж Кайе во вступлении к своей книге «Египетское масонство Устава Мемфиса-Мицраима» (La Franc-maçonnerie égyptienne de Memphis-Misraïm, 2003) [Кайе, с. 91-103]. Стоит также напомнить, что Кур де Жебелен становится масоном в самый разгар моды на египетское масонство (через год после появления в Германии египетского масонского ритуала «Crata Repoa», с которым косвенно связывают также организацию «Совершенные посвящённые Египта», созданную в 1785 году Эттейллой [Кайе, с. 97]), и маргинальный имидж египетского масонства ещё не перечеркнул на тот момент его популярности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий