Жан-Батист Альетт (Эттейлла) и некоторые другие современные ему исследователи поддержали версию Кура де Жебелена о египетском происхождении, и даже развили её. Так, Эттейлла в своей книге «Способ развлечься с помощью игры в карты, называемые Таро» (Manière de se récréer avec le jeu de cartes nomées Tarots, 1783) даже называет дату создания Книги Тота – «в год 1828 от сотворения мира, через 171 год после потопа, и, наконец, создание рукописи произошло 3953 года назад» [Etteilla, 9]. Он считал, что в создании этой книги принимали участие 17 магов, в том числе второй из потомков Меркурия-Атотиса, который был внуком Хама, второго сына Ноя (вероятно, речь идёт о ком-то из детей Мицраима, сына Хама и внука Ноя, который был, как свидетельствует его имя, праотцем египтян). Акт создания книги происходил, согласно версии Эттейллы, недалеко от Мемфиса, в Храме Огня, что связывает вышеупомянутого Меркурия-Атотиса также и с Зороастром, которому он приходился потомком в четвёртом поколении. Гипотезы Кура де Жебелена и, частично, Эттейллы представлены на русском языке в книге Стюарта Каплана «Классика Таро» (Tarot classic: The origins and development of tarot, ancient card spreads and divinatory meanings for fortune-telling, 1974), с обильными, хотя и не всегда дословными, цитатами. Стоит отметить также, что Эттейлла начинает заниматься картами ещё до публикации работы Кура де Жебелена, и его собственная книга о картах – Etteilla, ou manière de se récréer avec un jeu de cartes (о гадании на игральных картах) была написана ещё в 1770 году. Впоследствии он просто переориентируется на карты таро, создавая собственную колоду на их основе.
Ещё одним исследователем XVIII века, поддержавшим идею Кура де Жебелена о египетском происхождении карт таро, был некий г-н граф де М., написавший статью «Исследования таро и гадания на картах таро» (Recherches sur les tarots, et sur la divination par les cartes des tarots, 1781). Это исследование было опубликовано в восьмом томе «Примитивного мира» Кура де Жебелена, сразу следом за статьёй «Об игре с Таро» последнего. Предполагаемый автор этого небольшого сочинения – Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле. Он утверждает, что Книга Тота попала в Европу (Испанию) с арабами, а уже солдаты Карла V принесли карты из Испании на север, прежде всего – в Германию [de Mele., 396]. О Карле V Мудром и Карле VI Безумном (именно для последнего, по одной из версий, и были изобретены карты Григонье, ставшие во Франции прототипом таро) писал и Кур де Жебелен в восьмом параграфе своей статьи [Court de Gébelin, 390-393], в том числе ссылаясь на книгу «Исторические и критические заметки о двух манускриптах из библиотеки герцога де ла Вальер, из которых один посвящён Роману д`Артю, графу Бретани; а другой – Роману де Пертенэ или де Люзиньен, написанные г-ном аббатом Ривэ, и изданные в Париже в 1779 г.» (Notices historiques & critiques de deux Manuscrits de la Bibliothèque de M. le Duc de la Valliere, dont l`un a pour titre le Roman d`Artus, Comte de Bretaigne; & l`autre, le Romant de Pertenay ou de Lusignen, par M. l`Abbé Rive, & c. à Paris, 1779, in-4°. 36 pages). Данная книга была известна и другим исследователям карт, в том числе её приводил в библиографическом списке ранее упоминавшийся в блоге Ромэн Мерлен.
Говоря о египетской гипотезе происхождения карт, нужно иметь в виду значительное увлечение египетской тематикой во французских масонских кругах, начиная с 1730-1750-х гг. Подробный анализ этого увлечения даёт Серж Кайе во вступлении к своей книге «Египетское масонство Устава Мемфиса-Мицраима» (La Franc-maçonnerie égyptienne de Memphis-Misraïm, 2003) [Кайе, с. 91-103]. Стоит также напомнить, что Кур де Жебелен становится масоном в самый разгар моды на египетское масонство (через год после появления в Германии египетского масонского ритуала «Crata Repoa», с которым косвенно связывают также организацию «Совершенные посвящённые Египта», созданную в 1785 году Эттейллой [Кайе, с. 97]), и маргинальный имидж египетского масонства ещё не перечеркнул на тот момент его популярности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий