Недавно нашёл у себя на компе книжку Ромэна Мерлена о происхождении игральных карт - «Происхождение игральных карт: новые исследования наиби, таро и других
разновидностей карт» (Origine des cartes à jouer : recherches nouvelles sur les naibis, les tarots et sur les autres espèces de cartes, 1869). Лежала она давно, ждала своей очереди, да ещё и подписан был файл неправильно. Теперь очередь дошла, почитал книгу на предмет информации об оккультных тарологических идеях. Скажу честно, их там почти не обсуждается, но всё же книгу считают очень ценным источником по истории таро. Р. Мерлен был потомственным книготорговцем и одним из выдающихся библиотекарей и каталогизаторов своего времени [1, p. 463-464]. Соответственно, и к исследованию карт он применил классификаторский метод, разложив по полочкам известную на тот момент информацию, подведя итог своим многолетним наработкам и проанализировав различные теории происхождения таро. Кроме исследования в издание включён также набор иллюстраций, вынесенный в конец книги в виде альбома.
Мерлен ведёт историю карт от итальянских колод XIV-XV вв., считая, что именно из Европы игральные карты распространились в Индии, Америке и других регионах, будучи принесенными туда как солдатами, так и путешественниками, купцами и другими любителями развлечься в дороге [2, p. 1-2]. Признание за таро, прежде всего, функции игральной заставляет Мерлена следовать линии исследователей игральных карт, среди которых он называет Бюлле, Хайнеккена, Зингера, Буато и других. Стоит заметить, что единственным автором, на которого ссылаются и Мерлен, и Кур де Жебелен, был аббат Ривэ. Последовательно изложив версии восточного (арабского, индийского, цыганского, китайского) происхождения карт, Р. Мерлен так же последовательно опровергает эти версии, уличая их авторов в потворстве собственной фантазии вместо следования фактам [2, p. 16-25]. В конце главы о восточном происхождении таро упомянута египетская версия, основанная на воображении Кура де Жебелена, не подкреплённом ни археологическими, ни литературными свидетельствами. Мерлен считает, что здравомыслящая публика понимает эксцентричность гипотезы Кура де Жебелена, и данная гипотеза не стоит времени, которое потребовалось бы на её подробный разбор.
Сравнивая колоды обычных игральных карт и таро, Р. Мерлен не задаётся вопросом о первенстве происхождения одного или другого варианта. Таро, ату, триумфы или тарокки, по его мнению, является собственным названием колоды козырей, состоящей из 21 пронумерованной и 1 непронумерованной карты. Описываются также несколько карточных игр, в которых применяются различные нумерации козырей, в зависимости от очков, которые стоит та или иная карта в конкретной игре. Отдельно Мерлен останавливается на колоде Мантенья, сопоставляя карты из неё с козырями обычной колоды таро, и на колоде Висконти. Говоря об игральных картах, автор приводит сводные названия мастей по регионам Европы: чаши, монеты, шпаги и жезлы (Италия, Испания и Португалия); сердца, квадраты, пики и трилистники (Франция, Англия и частично Германия); сердца, бубны, листья, жёлуди (частично Германия, Швейцария). Кроме того, в книге обсуждается технология изготовления карт, особенности разных колод и игр. Завершается книга, как уже было сказано, альбомом с иллюстрациями, причём в разных изданиях было разное количество рисунков.
Литература
1. Grolier E.
de. Merlin, Romain / Eric de Grolier //
Encyclopedia
of Library and Information Science ; ed. by A. Kent,
H. Lancour, J. E. Daily. In 33 v., V. 17. –
New York : CRC Press, 1976. – P.
463-464.
2. Merlin R.
Origine
des cartes à jouer : recherches nouvelles sur les naibis, les
tarots et sur les autres espèces de cartes / Romain Merlin. –
Paris : Chez l`Auteur, 1869. – 144 p.
Руслан, спасибо за наводку -- тоже с удовольствием почитаю...
ОтветитьУдалитьЖелаю приятного чтения!
Удалить