пятница, 21 марта 2014 г.

Антуан Кур де Жебелен и начало оккультной тарологии

Ранняя история карт таро до сих пор не является достаточно исследованной, и тем более знания о ней не были обстоятельными в XVIIІ веке. Использование карт имело, с одной стороны, статусный характер, поскольку изготовленная под заказ колода была достаточно дорогой, – с другой стороны, оно, в основном, ограничивалось сферой игры. Собственно, один из первых авторов, занимавшихся исследованием истории таро – Антуан Кур (известный также как Антуан Кур де Жебелен) – впервые увидел карты, когда одна из его знакомых играла в некую карточную игру с картами таро. Поскольку Антуан Кур был не только протестантским пастором во втором поколении, но и увлеченным масоном, исследователем первобытного общества и сравнительной этимологии, он сразу заинтересовался символикой карт, особенно – козырей, которые связал с древнеегипетскими верованиями. Картам таро посвящена статья «Об игре с таро» (Du Jeu des Tarots) в восьмом томе его сочинения «Примитивный мир, анализированный и соотнесённый с миром современным» (Monde primitif, analysé et comparé avec le monde moderne, 1781).
В конце тома также расположены рисунки карт.

Рассматривая игру с картами таро в качестве продукта древнеегипетских верований, исследователь пришел к выводу о том, что сама колода карт является древнеегипетским документом – книгой, которая чудом сохранилась. «Эта Египетская книга – единственное, что осталось от их великолепных библиотек, существует в наши дни; даже учитывая, что книга является общественным достоянием, ни один учёный не удосужился ею заняться; никто до нас даже не подозревал о её знаменитом происхождении. Эта книга составлена из LXXVII листков и картинок, разделённых на 5 классов, которые представляют каждый из объектов столь разнообразно: как занимательно, так и поучительно. Одним словом, эта книга – Игра Таро, игра, правда, не известная в Париже, но широко известная в Италии, Германии, даже в Провансе…» [Court de Gébelin, 365]. Весьма интересным и симптоматичным является факт, на который указывает сам Антуан Кур де Жебелен – несмотря на широкое распространение таро как игральной системы, ни в Германии, ни в Италии, ни в Провансе никогда не пытались философически осмыслить символику карт, или обнаружить историю их происхождения в древних временах. Впервые это сделано именно на территории Франции, причём не на Юге, где с таро были давно знакомы, а в Париже, где доминировали идеи Просвещения, хотя о картах таро там не все и слышали. А. Э. Уэйт, иронически комментируя достижения французов в сфере истории карт, пишет: «В действительности, ответа на вопрос, откуда пришло Таро, не знает никто, кроме уроженцев Франции, всегда твёрдо знающих ответы на все вопросы из области оккультизма и его истории. Их стараниями Таро стали называть «Книгой Тота» или «Книгой Гермеса Триждывеличайшего», а поскольку сами карты не дают тому никакого подтверждения, их принялись «совершенствовать» и украшать египетскими символами» [Уэйт, 37]. Несмотря на то, что Уэйт адресует иронию скорее Папюсу, именно Антуан Кур де Жебелен был основателем того направления в исторических исследованиях карт, которое ставило целью не просто задекларировать древность изображённых на них символов, но и выяснить географическое местоположение региона Древнего Мира, где карты впервые были нарисованы. И инструментарием для таких попыток служили просветительские ценности и методология, апеллирующие к умозрительным построениям.

Несмотря на то, что статья Кура де Жебелена является классикой оккультной тарологии, на русском языке она до сих пор не опубликована (хотя имеются частичные переводы, обширные цитаты и обещания издателей вот-вот её опубликовать). Хороший обзор, с обильным цитированием первоисточника, можно встретить в книге Стюарта Каплана, которая на русский уже переведена, но там проблема в вычленении текста первоисточников и текста самого автора - он нередко оставляет цитаты без кавычек, а русские издатели не удосужились уточнить, где что. Есть ещё небольшие библиографические справки, упоминания в других работах. На английском информации о Куре гораздо больше, в том числе отсылаю читателей к статьям Джеймса Ревака. Что касается украинского, то перевести и опубликовать статью первого таролога пока никто не взялся, так что приглашаю к сотрудничеству знатоков оккультного французского - это может стать прорывом в отечественной тарологии.

Литература:
1) Court de Gébelin A. Du Jeu des Tarots / Antoine Court de Gébelin // Monde primitif, analysé et comparé avec le monde moderne. Huitieme Livraison. – Paris : 1781. – P. 365-394.
2) Уэйт А. Э. Таро: Колесо Фортуны // Таро Золотой Зари. Великий танец королевских фигур / Уэйт А. Э. ; пер. с англ. А. Блейз. – М. : Энигма, 2010. – С. 31-44.

4 комментария:

  1. Хорошее начинание, успехов! А monde primitif переводится как первобытный мир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю! С одной стороны - да, но ведь слово "первобытный" немного заангажировано, в голову сразу приходят полулюди-полуобезьяны из советских учебников. Поэтому так и оставил, как в оригинале.

      Удалить