среда, 26 марта 2014 г.

Затерянное издание "Цыганского таро" Папюса

Как известно, доктор Жерар Анкосс, или Папюс, был автором двух крупных и известных работ по таро, - "Цыганское таро, абсолютный ключ к оккультным наукам" (Le Tarot des Bohémiens, clef absolue des sciences occultes, 1889) и "Предсказательное таро, или ключ всякого рода карточных гаданий" (Le Tarot Divinatoire: Clef du tirage des Cartes et des sorts, 1909). Первая книга написана под влиянием линии Фабра д`Оливе, Сент-Ива д`Альвейдра и Элифаса Леви, и посвящена реконструкции некой единой доктрины, которой владели посвящённые разных учений древности, которая была отражена в разных религиозных текстах, но постепенно забыта. Карты таро – ключ к мудрости, зашифрованной мудрецами в священных текстах. Именно эта книга стала основой для ныне прочно укоренившегося представления о том, что таро были переданы европейским эзотерикам их древними предшественниками через цыган.

Практическое применение таро, привязавшее к нему такой страстный и не склонный к размышлениям (а значит, и заведомо не грозящий привнести собственные ненужные трактовки) народ, стало спасением для чистоты древней традиции, которую отыскивали французские оккультисты XIX века, и которую впоследствии продолжали отыскивать такие традиционалисты, как А. Э. Уэйт и Р. Генон. Цель работы Папюса – экспликация этой синтетической доктрины, на основании апелляции к каббале, таро и истории религий (по крайней мере, как их видит автор).
В отличие от многих других тарологов, Папюс начинает свою книгу «Цыганское таро» с исследования младших арканов и видит в них ключ к самой колоде таро. Впоследствии эта версия принималась некоторыми известными оккультистами, особенно связанными с мартинизмом версии Папюса (например, российским оккультистом и тарологом Григорием Мёбесом). Говоря об истории таро, Папюс ссылается на источники, которые теперешним авторам (да и авторам того времени, например, А. Э. Уэйту) кажутся весьма спорными – например, свидетельства Кура де Жебелена достаточно, чтобы признать неоспоримым существование китайской колоды, а тройного креста на одном из арканов – чтобы убедить читателя в египетском происхождении карт. Папюс также находит тарологические отсылки у авторов, которые о картах не писали – Раймунда Луллия, Джероламо Кардано, Вильгельма Постеля, Луи-Клода де Сен-Мартена и др. Не обходится без укола в адрес ученика парикмахера Эттейллы, колода которого – «лишь искажение подлинных карт Таро», хотя в «Предсказательном таро» значительное внимание будет уделено одному из учеников Эттейллы – д`Одусе (впрочем, способности Эттейллы как предсказателя Папюс не критикует и в «Цыганском таро»). Анкосс также вводит в тароведческий дискурс Хёне Вронского и уделяет много места концепциям Фабра д`Оливе.
Несмотря на то, что эта первая книга Анкосса о картах таро более интересна и самобытна, чем вторая, сосредоточенная, в основном, на мантическом аспекте таро и являющаяся скорее конспектом или хрестоматией, среди русскоязычного читателя она не так популярна. Вероятно, это связано с двумя моментами. Во-первых, если книга "Предсказательное таро" была на русский переведена более ста лет назад и много раз переиздавалась, то "Цыганское таро" до недавнего времени русскоязычному читателю вообще знакомо не было. И хотя несколько лет назад русскоязычное издание появилось, его трудно узнать, поскольку оно вплетено в одну книжку с трактатом по астрологии. Перевод выполнен со второго, английского издания и содержит также интересное предисловие Артура Эдварда Уэйта. Ну а во-вторых, эзотерическое учение, видимо, пользуется меньшим интересом у тарологов, чем гадание на картах. Всем любителям и профессионалам очень рекомендую познакомиться с этой замечательной, хоть и затерянной, работой - тем более, что она уже выложена в сети.

Литература
  1. Папюс. Цыганское таро для посвящённых // Таро и астрология для посвящённых / Жерар Анкосс; пер. с англ. Л. И. Здановича. – М. : АСТ, 2006. – С. 8-306.
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий