Как известно, доктор Жерар Анкосс, или Папюс, был автором двух крупных и известных работ по таро, - "Цыганское
таро, абсолютный ключ к оккультным
наукам" (Le
Tarot
des
Bohémiens,
clef
absolue
des
sciences
occultes,
1889) и "Предсказательное таро, или ключ
всякого рода карточных гаданий" (Le
Tarot
Divinatoire:
Clef
du
tirage
des
Cartes
et
des
sorts,
1909). Первая книга написана под влиянием
линии Фабра д`Оливе, Сент-Ива д`Альвейдра
и Элифаса Леви, и посвящена реконструкции
некой единой доктрины, которой владели
посвящённые разных учений древности,
которая была отражена в разных религиозных
текстах, но постепенно забыта. Карты
таро – ключ к мудрости, зашифрованной
мудрецами в священных текстах. Именно эта книга стала основой для ныне прочно укоренившегося представления о том, что таро были переданы европейским эзотерикам их древними предшественниками через цыган.
Практическое применение таро,
привязавшее к нему такой страстный и
не склонный к размышлениям (а значит, и
заведомо не грозящий привнести собственные
ненужные трактовки) народ, стало спасением
для чистоты древней традиции, которую
отыскивали французские оккультисты
XIX
века, и которую впоследствии продолжали
отыскивать такие традиционалисты, как
А. Э. Уэйт и
Р. Генон. Цель работы
Папюса – экспликация этой синтетической
доктрины, на основании апелляции к
каббале, таро и истории религий (по
крайней мере, как их видит автор).
В
отличие от многих других тарологов,
Папюс начинает свою книгу «Цыганское
таро» с исследования младших арканов
и видит в них ключ к самой колоде таро. Впоследствии эта версия принималась некоторыми известными оккультистами, особенно связанными с мартинизмом версии Папюса (например, российским оккультистом и тарологом Григорием Мёбесом).
Говоря
об истории таро, Папюс ссылается на
источники, которые теперешним авторам
(да и авторам того времени, например,
А. Э. Уэйту) кажутся весьма спорными
– например, свидетельства Кура де
Жебелена достаточно, чтобы признать
неоспоримым существование китайской
колоды, а тройного креста на одном из
арканов – чтобы убедить читателя в
египетском происхождении карт. Папюс
также находит тарологические отсылки
у авторов, которые о картах не писали –
Раймунда Луллия, Джероламо Кардано,
Вильгельма Постеля, Луи-Клода де
Сен-Мартена и др. Не обходится без укола в адрес
ученика парикмахера Эттейллы, колода
которого – «лишь искажение подлинных
карт Таро», хотя в «Предсказательном таро»
значительное внимание будет уделено
одному из учеников Эттейллы – д`Одусе
(впрочем, способности Эттейллы как
предсказателя Папюс не критикует и в
«Цыганском таро»). Анкосс также вводит в тароведческий
дискурс Хёне Вронского и уделяет много
места концепциям Фабра д`Оливе.
Несмотря на то, что эта первая книга Анкосса о картах таро более интересна и самобытна, чем вторая, сосредоточенная, в основном, на мантическом аспекте таро и являющаяся скорее конспектом или хрестоматией, среди русскоязычного читателя она не так популярна. Вероятно, это связано с двумя моментами. Во-первых, если книга "Предсказательное таро" была на русский переведена более ста лет назад и много раз переиздавалась, то "Цыганское таро" до недавнего времени русскоязычному читателю вообще знакомо не было. И хотя несколько лет назад русскоязычное издание появилось, его трудно узнать, поскольку оно вплетено в одну книжку с трактатом по астрологии. Перевод выполнен со второго, английского издания и содержит также интересное предисловие Артура Эдварда Уэйта. Ну а во-вторых, эзотерическое учение, видимо, пользуется меньшим интересом у тарологов, чем гадание на картах. Всем любителям и профессионалам очень рекомендую познакомиться с этой замечательной, хоть и затерянной, работой - тем более, что она уже выложена в сети.
Литература
- Папюс. Цыганское таро для посвящённых // Таро и астрология для посвящённых / Жерар Анкосс; пер. с англ. Л. И. Здановича. – М. : АСТ, 2006. – С. 8-306.
Комментариев нет:
Отправить комментарий