Огромная благодарность всем заинтересовавшимся моей первой записью, посвящённой таро в романах из цикла "Хроники Амбера"! Я не думал, что смогу открыть что-то новое для ценителей Желязны, и рад, что получил столько отзывов. В продолжение темы позвольте для начала сделать несколько уточнений и дополнений, чтобы затем перейти к новой информации:
1. Роджер Желязны, конечно, интересовался оккультизмом и связанными с ним темами (например, гипнозом, парапсихологией), также увлекался и картами, в том числе картами таро. Известно также, что Желязны был знаком с оккультными интерпретациями таро, но, насколько я понял, писатель не относил себя к конкретной оккультистской школе.
2. По поводу Раненного Короля - Дворкина: Согласно некоторым версиям [4, p. 84], тема карт была вплетена в книги для усиления темы Грааля и Артуровского цикла. Думаю, с книгой Йоука многие знакомы, отсылаю к ней для более плотной проработки темы. Исходя из текста книг сложно сказать, что Дворкин Баримен является творцом первичного лабиринта Амбера и родственником Оберона, происходящим из Хаоса. Наиболее полная информация о художнике представлена в книге «Рука Оберона» из Пятикнижия Корвина [2, с. 159-168]. В книгах также имеются свидетельства того, что создать собственные карты могут другие, достаточно искушённые в магии, члены семьи. Точно известно о картах, нарисованных Брандом [2, с. 129, 165-166], а также Мерлин [1, с. 254-255]. Так же как и Лабиринт смог создать не только Дворкин, но и Корвин.
Туз Кубков из колоды Ф.Маньен |
Теперь новая информация, о некоторых колодах, связанных с «Хрониками Амбера». Первые колоды, сделанные по мотивам книг Желязны, стали появляться уже во время написания романов. Это были изданные небольшим тиражом или нарисованные от руки в нескольких экземплярах колоды, отдельные карты, и авторы часто посылали дубликаты Желязны, пополняя его коллекцию. Впоследствии появились колоды, созданные известными художниками и иллюстраторами. Поскольку творчество художников не было ограничено конкретными указаниями автора текста, карты Амбера могли вплетаться в классическую структуру колоды таро в различных сочетаниях. Между тем, эти колоды были известны, в основном, только узкому кругу друзей авторов, и широко не тиражировались.
Наиболее известной колодой таро Амбера является колода Le Tarot Ambre (Ambre: Le Tarot ou Le Jeu de la Marelle), созданная в 1994 году Флоранс Маньен (Florence Magnin), французской художницей, иллюстрировавшей некоторые издания книг Желязны, а также создавшей близкую по стилю к таро колоду из 12 карт для романа l'Heritage d'Emile. Ценители эстетической стороны карт утверждают, что тузы и некоторые старшие арканы, сделанные Маньен, являются самыми красивыми среди современных колод таро. Герои «Хроник» в этой колоде соотнесены не со старшими арканами, а с придворными картами, тогда как старшие арканы вдохновлены марсельской колодой. Нумерные карты выполнены также в стиле марсельского таро, без фигур и сюжетов, на чисто белом фоне.
Можно также заметить, что в колоде не отображены некоторые карты, упоминающиеся в книгах — «Амбер» (хотя с Амбером можно соотнести замок на карте «Луна», что предлагает, например, Дайан Уилкес, а также замки на некоторых других арканах: «Фокусник», «Колесо Фортуны», «Повешенный» и др.), «Мартин», «Мерлин». Нет также карт со старшими погибшими братьями Озриком и Финндо, а цвета наличных карт не всегда отвечают геральдическим цветам принцев и принцесс. Не всегда понятна и логика соотнесения того или иного героя с соответствующей картой (единственное, что мне показалось уместным, это причисление детей от одной жены Оберона к одной масти). К колоде Флоранс Маньен также прилагается небольшая книжка с описанием карт и способов их использования (вложена в коробку вместе с картами). Автором этой книжки является Франсуа Неделек (Francois Nedelec), и, по некоторым сведениям, именно ему принадлежала сама идея создания колоды. Помимо стандартных применений таро, колода Флоранс Маньен может также использоваться для ролевых игр (RPG).
Вторая колода, о которой сегодня упомяну, также создана французской художницей - Лиз Бишоф (творит под псевдонимом Eldarianne), и является более современной, будучи создана почти на двадцать лет позднее колоды Флоранс Маньен. Интересно, что Бишоф заимствует соответствия придворных карт из колоды Маньен: так, в масти Мечей Оберон — это «Король», Льювилла — «Королева», Бенедикт — «Рыцарь», а Дворкин — «Валет». То же имеем и с другими мастями. Основное отличие созданных Эльдариан младших арканов (старших я не встречал, хотя возможно, что они есть) заключается в том, что нумерные карты, включая даже некоторые тузы, имеют рисунки. Это как раз важная деталь, за которую критиковали Маньен, выполнившую младшие арканы в марсельском стиле. У Бишоф младшие арканы вдохновлены скорее линией Уэйта - Колман-Смит, и каждая карта получила своего героя из произведений Желязны. Кроме того, следует отметить также, что рисунки Бишоф монохромны, в отличие от богатых цветами карт Маньен.
Буду благодарен читателям блога и почитателям творчества Желязны за ссылки на другие, менее известные, колоды таро Амбера.
2. Желязны Р. Рука Оберона // Хроники Амбера, в 2-х кн., Кн. 2 / Роджер Желязны. - Тбилиси: Ганатлеба, 1991. - С. 119-246.
3. Krulik T. Roger Zelazny / Theodore Krulik. - New York: Ungar Publishing Company, 1986. - 178 p.
4. Yoke C. B. Roger Zelazny / Carl Yoke. - West Linn: Starmont House, 1979. - 111 p.
"Луна" из колоды Ф. Маньен |
Масть Мечей из колоды Л. Бишоф |
Буду благодарен читателям блога и почитателям творчества Желязны за ссылки на другие, менее известные, колоды таро Амбера.
Литература
1. Желязны Р. Двор Хаоса // Хроники Амбера, в 2-х кн., Кн. 2 / Роджер Желязны. - Тбилиси: Ганатлеба, 1991. - С. 247-351.2. Желязны Р. Рука Оберона // Хроники Амбера, в 2-х кн., Кн. 2 / Роджер Желязны. - Тбилиси: Ганатлеба, 1991. - С. 119-246.
3. Krulik T. Roger Zelazny / Theodore Krulik. - New York: Ungar Publishing Company, 1986. - 178 p.
4. Yoke C. B. Roger Zelazny / Carl Yoke. - West Linn: Starmont House, 1979. - 111 p.
Комментариев нет:
Отправить комментарий