четверг, 26 июня 2014 г.

Таро Золотой Зари. Часть 1


Сэмьюел Лиддел Макгрегор Мазерс
В англоязычном мире рубежа ХІХ и ХХ веков тарология представлена, в основном, как попыта переосмыслить символику карт и структуру колоды, предложенные французскими оккультистами. И первенство здесь принадлежит школе, обязанной своим появлением Герметическому Ордену Золотой Зари. Сегодня Г.О.З.З. – популярный предмет исследований и наследований. Тарологии Ордена уже посвящены отдельные тексты (отсылаю, например, к недавно опубликованной статье Станислава Панина), и в серии очерков на эту тему мы здесь постараемся коснуться только некоторых нюансов, как всегда, рассматривая не столько сами карты, сколько текстовые комментарии авторов к колодам. Это интересно ещё и потому, что книги зачастую были написаны одними людьми, а колоды рисовать они поручали другим – поэтому разбор текстов будет полезным дополнением к разбору самих колод. Одним из главных разработчиков системы Золотой Зари является Сэмьюел Лиддел Макгрегор Мазерс, стоявший вместе с Уильямом Уинном Уэсткоттом и Уильямом Робертом Вудманом у истоков ордена. В разное время в Ордене состояли А. Э. Уэйт, А. Кроули, У. Б. Йейтс и многие другие известные оккультисты того времени. Именно Мазерс разработал подробные ритуалы, являлся автором многих секретных инструкций для членов организации, ему же принадлежала и идея колоды таро, точнее – схемы, на основании которой каждый член ордена должен был нарисовать собственную колоду.

Карта из колоды Цицеро
Есть несколько классических вариантов колоды, воспроизводящих колоду Моины Мазерс (супруги Сэмьюела Мазерса, и сестры известного философа Анри Бергсона) и одобренных Израэлем Регарди (составителем и издателем полного свода документов ордена) – в том числе колоды Роберта Уэнга (1978), а также Сандры Табаты Цицеро и Чика Цицеро (1989). Последние приводят рассказ о создании своей колоды в следующих словах: «Работу над колодой «Магическое Таро «Золотого Рассвета»» мы начали после разговора с Израэлем Регардье, выразившим неудовольствие по поводу имевшихся в то время колод. Мы хотели создать колоду, в которой наиболее отражалась бы традиционная символика и ритуальные требования магической системы ордена «Золотой Рассвет». Мы также решили, что наша колода, в соответствии с учением ордена – к сожалению, до того времени не воплощённом достаточно полно ни в одной из колод Таро, – должна быть не только яркой по цветам, но и содержать полутона. В последний раз мы встречались с Регардье незадолго до его смерти, в городе Седона, в Аризоне. Рассмотрев привезенные нами наброски карт Старших Арканов, Регардье выразил восхищение ими и даже согласился финансировать проект» [Цицеро, с. 12]. К сожалению, колода была закончена уже после смерти Регардье, следовательно – её легитимация ставится под вопрос. С другой стороны, у ордена и не было единой унифицированной колоды в период его существования (поскольку каждый маг рисовал собственную на основе общей схемы и учения ордена). Система таро Ордена Золотой Зари стала отправной точкой для создания знаменитых колод таро А. Э. Уэйта и А. Кроули.

С.Л.М. Мазерс
    Одной из наиболее известных работ Мазерса, посвящённых таро, является брошюра «Таро: оккультное значение, использование в предсказании судьбы и метод игры» (The Tarot: Its Occult Signification, Use in Fortune-Telling, and Method of Play, 1888).  Брошюра многократно переиздавалась и переведена на разные языки, включая русский. Следует оговориться, что этот текст написан ещё до завершения тарологической системы Ордена Золотой Зари, и несёт скорее след французских влияний, прежде всего – Эттейллы и Элифаса Леви, нежели самостоятельной системы. Влияние последнего на членов ордена многогранно и не нуждается в подробном перечислении – для данного очерка достаточно упомянуть, что в ордене принимается его идея сочетания старших арканов таро и каббалы; ещё одним интересным моментом есть то, что в 1896-м году на английский переводится трактат Констана, посвящённый картам таро, – «Магический ритуал Sanctum Regnum, интерпретированный с помощью козырей таро» – а редактором издания стал основатель Г.О.З.З. Уильям Уинн Уэсткотт. В начале брошюры «Таро» Мазерс перечисляет основные версии происхождения карт, от китайской и индийской до египетской, останавливается на истории игральных карт (сокрушаясь, что на современных колодах часть символизма утрачена из-за того, что карты изображаются не в полный рост, а о двух головах). После описания карт следует раздел, посвящённый гадательным значениям и методам гадания, а затем и методам карточной игры с помощью таро.
Литература:






Комментариев нет:

Отправить комментарий