Продолжаем рассматривать тарологию Г.О.З.З., которую я уже затронул в прошлом посте. Сегодня предлагаю коснуться двух важных персонажей, тарологические увлечения которых менее известны широкой публике, нежели тарология Мазерса. Прежде всего, стоит
остановиться на фигуре
Кеннета Роберта Хендерсона Маккензи, поскольку с большой долей вероятности можно предположить его влияние на основателей Ордена Золотой Зари. Маккензи был одним из выдающихся английских авторов
второй половины XIX
века, тесно связанных с Розенкрейцерским
обществом в Англии (SRIA), хотя, по словам некоторых исследователей, не входил в эту организацию. Также он известен как лингвист и переводчик (например, его перу принадлежит английский перевод "Тилля Уленшпигеля"), автор "Королевской масонской энциклопедии" (1877). Об
интересе Маккензи к картам таро пишет
Эллик Хоув, цитирующий его письма к
Ф. Дж. Ирвину от 6 ноября 1877 года, а
также к У. У. Уэсткотту от 7 августа
1879 года. В этих письмах Маккензи ссылается
на знакомство с концепциями Эттейллы
(картомантические наклонности которого
разделял, хотя не пользовался его
раскладами) и Элифаса Леви (колоду
которого он искал, но так и не нашёл), а
также утверждает, что получил большую
часть информации по этому поводу от
Фредерика Хокли [4,
с. 86-87]. Любопытно также упоминание
Маккензи о том, что к нему обращались
за информацией по вопросам карт и
картомантии разные оккультисты, включая
Джона Яркера, которым он не помог, считая
их недостаточно добросовестными
исследователями.
В начале 80-х годов у
Маккензи появилась идея книги о картах,
но был отпечатан только рекламный
проспект книги, долженствующей называться
«Игра в Таро: археологический и
символический подходы» (The
Game
of
Tarot,
Archaeologically
and
Symbolically
Considered)
– один экземпляр этого проспекта, как
свидетельствует письмо Уэсткотту от 6
декабря 1886 года, Маккензи подарил Мазерсу
[4,
с. 87]. Возможно, книга должна была выйти в издательстве Роберта Фрайара, о котором Маккензи упоминает в переписке.Кеннет Маккензи |
Второй герой на сегодня - Уильям Уинн Уэсткотт, и стоит заметить, что
его увлечение картами таро было тесно
связано с увлечением Элифасом Леви. Напомню, что именно Уэсткотт
издал в 1896 году комментированный перевод
на английский язык трактата «Магический
ритуал Sanctum
Regnum»,
историю создания и перевода какового
трактата в современном переиздании
описывает Р. А. Гилберт [1].
Комментарии Уэсткотта и его предисловие
позволяют вывести несколько ценных
замечаний:
Страница из книги |
-
В Герметическом Ордене Золотой Зари
действительно произошла смена порядка
следования старших арканов таро, и это
произошло уже к 1896-му году. Уэсткотт
пишет в предисловии: «Двадцать два
Старших аркана Таро соотносятся с
определёнными числами и буквами, но
истинные соответствия, насколько можно
судить, известны лишь немногим
исследователям – ученикам герметических
школ. Леви в «Учении и ритуале высшей
магии», а также Кристиан и Папюс приводят
неверные соответствия – как полагают
многие, преднамеренно. Редактору
настоящей книги довелось держать в
руках страницу шифрованной рукописи
предположительно 150-летней давности,
где приводится иная система соответствий…»
[31,
с. 11-12]. Похожим комментарием он снабжает,
например, аркан «Повешенный» [2,
с. 97] и «Глупец» [2,
с. 134]. Шифрованный манускрипт, скорее
всего, имеет действительно примерно
150 лет от роду, но только если взять
точкой отсчёта начало XXI
века, а не конец XIX,
потому как его предположительным автором
и был Уэсткотт, и эта рукопись стала
основой для создания ритуалов Ордена
Золотой Зари.
Страница из книги |
-
В комментариях Уэсткотт ссылается на
Элифаса Леви, Поля Кристиана и Папюса.
Иногда упоминается также Кур де Жебелен,
но эти упоминания скорее позволяют
предположить, что Уэсткотт не был знаком
со статьёй последнего. Колода, которая
описывается в комментариях, – марсельская.
Таким образом, Уэсткотт редактировал
трактат Элифаса Леви, опираясь, в
основном, на его работы последователей.
Из англоязычных трактатов он упоминает работу
Мазерса 1888 года, которая была
самой популярной на тот момент
оккультистской трактовкой таро на
английском языке.
Литература:
1. Гилберт Р. А.
Введение // Леви
Элифас. Магический ритуал Sanctum
Regnum,
истолкованный посредством Старших
арканов таро / Элифас Леви ; пер. с англ.
А. Блейз. – М. : Энигма, 2012. – С. 13-30.
2. Леви
Элифас. Магический ритуал Sanctum
Regnum,
истолкованный посредством Старших
арканов таро / Элифас Леви ; пер. с англ.
А. Блейз. – М. : Энигма, 2012. – 168 с.
3. Уэсткотт
У. У. Предисловие редактора // Леви
Элифас. Магический ритуал Sanctum
Regnum,
истолкованный посредством Старших
арканов таро / Элифас Леви ; пер. с англ.
А. Блейз. – М. : Энигма, 2012. – С. 7-12.
4. Хоув
Э. Маги Золотой Зари : Документальная
история магического ордена, 1887-1923 /
Эллик Хоув ; [пер.
с англ. А. Блейз]. – М. : Энигма, 2008. –
624 с.
Всем желающим глубже познакомиться с идеями Уэсткотта, рекомендую также обратиться к брошюре "Таблица Изиды кардинала Бембо. Её история и оккультное значение" (The Isiac Tablet of Cardinal Bembo: Its History and occult Significance, 1887). Там в конце есть небольшой анализ связи таро и каббалы, впрочем, тоже навеянный учением Элифаса Леви. http://www.sacred-texts.com/eso/isi/isi00.htm - здесь имеется сканированный текст и картинки.
ОтветитьУдалить