понедельник, 14 июля 2014 г.

Таро Золотой Зари. Часть 2

Продолжаем рассматривать тарологию Г.О.З.З., которую я уже затронул в прошлом посте. Сегодня предлагаю коснуться двух важных персонажей, тарологические увлечения которых менее известны широкой публике, нежели тарология Мазерса. Прежде всего, стоит остановиться на фигуре
Кеннет Маккензи
Кеннета Роберта Хендерсона Маккензи, поскольку с большой долей вероятности можно предположить его влияние на основателей Ордена Золотой Зари. Маккензи был одним из выдающихся английских авторов второй половины
XIX века, тесно связанных с Розенкрейцерским обществом в Англии (SRIA), хотя, по словам некоторых исследователей, не входил в эту организацию. Также он известен как лингвист и переводчик (например, его перу принадлежит английский перевод "Тилля Уленшпигеля"), автор "Королевской масонской энциклопедии" (1877). Об интересе Маккензи к картам таро пишет Эллик Хоув, цитирующий его письма к Ф. Дж. Ирвину от 6 ноября 1877 года, а также к У. У. Уэсткотту от 7 августа 1879 года. В этих письмах Маккензи ссылается на знакомство с концепциями Эттейллы (картомантические наклонности которого разделял, хотя не пользовался его раскладами) и Элифаса Леви (колоду которого он искал, но так и не нашёл), а также утверждает, что получил большую часть информации по этому поводу от Фредерика Хокли [4, с. 86-87]. Любопытно также упоминание Маккензи о том, что к нему обращались за информацией по вопросам карт и картомантии разные оккультисты, включая Джона Яркера, которым он не помог, считая их недостаточно добросовестными исследователями.
В начале 80-х годов у Маккензи появилась идея книги о картах, но был отпечатан только рекламный проспект книги, долженствующей называться «Игра в Таро: археологический и символический подходы» (The Game of Tarot, Archaeologically and Symbolically Considered) – один экземпляр этого проспекта, как свидетельствует письмо Уэсткотту от 6 декабря 1886 года, Маккензи подарил Мазерсу [4, с. 87]. Возможно, книга должна была выйти в издательстве Роберта Фрайара, о котором Маккензи упоминает в переписке.
 Второй герой на сегодня - Уильям Уинн Уэсткотт, и стоит заметить, что его увлечение картами таро было тесно связано с увлечением Элифасом Леви. Напомню, что именно Уэсткотт издал в 1896 году комментированный перевод на английский язык трактата «Магический ритуал Sanctum Regnum», историю создания и перевода какового трактата в современном переиздании описывает Р. А. Гилберт [1]. Комментарии Уэсткотта и его предисловие позволяют вывести несколько ценных замечаний:
Страница из книги
- В Герметическом Ордене Золотой Зари действительно произошла смена порядка следования старших арканов таро, и это произошло уже к 1896-му году. Уэсткотт пишет в предисловии: «Двадцать два Старших аркана Таро соотносятся с определёнными числами и буквами, но истинные соответствия, насколько можно судить, известны лишь немногим исследователям – ученикам герметических школ. Леви в «Учении и ритуале высшей магии», а также Кристиан и Папюс приводят неверные соответствия – как полагают многие, преднамеренно. Редактору настоящей книги довелось держать в руках страницу шифрованной рукописи предположительно 150-летней давности, где приводится иная система соответствий…» [31, с. 11-12]. Похожим комментарием он снабжает, например, аркан «Повешенный» [2, с. 97] и «Глупец» [2, с. 134]. Шифрованный манускрипт, скорее всего, имеет действительно примерно 150 лет от роду, но только если взять точкой отсчёта начало XXI века, а не конец XIX, потому как его предположительным автором и был Уэсткотт, и эта рукопись стала основой для создания ритуалов Ордена Золотой Зари.
Страница из книги
- В комментариях Уэсткотт ссылается на Элифаса Леви, Поля Кристиана и Папюса. Иногда упоминается также Кур де Жебелен, но эти упоминания скорее позволяют предположить, что Уэсткотт не был знаком со статьёй последнего. Колода, которая описывается в комментариях, – марсельская. Таким образом, Уэсткотт редактировал трактат Элифаса Леви, опираясь, в основном, на его работы последователей. Из англоязычных трактатов он упоминает работу Мазерса 1888 года, которая была самой популярной на тот момент оккультистской трактовкой таро на английском языке.

Литература:  
1. Гилберт Р. А. Введение // Леви Элифас. Магический ритуал Sanctum Regnum, истолкованный посредством Старших арканов таро / Элифас Леви ; пер. с англ. А. Блейз. – М. : Энигма, 2012. – С. 13-30.
2. Леви Элифас. Магический ритуал Sanctum Regnum, истолкованный посредством Старших арканов таро / Элифас Леви ; пер. с англ. А. Блейз. – М. : Энигма, 2012. – 168 с.
3. Уэсткотт У. У. Предисловие редактора // Леви Элифас. Магический ритуал Sanctum Regnum, истолкованный посредством Старших арканов таро / Элифас Леви ; пер. с англ. А. Блейз. – М. : Энигма, 2012. – С. 7-12.
4. Хоув Э. Маги Золотой Зари : Документальная история магического ордена, 1887-1923 / Эллик Хоув ; [пер. с англ. А. Блейз]. – М. : Энигма, 2008. – 624 с.

1 комментарий:

  1. Всем желающим глубже познакомиться с идеями Уэсткотта, рекомендую также обратиться к брошюре "Таблица Изиды кардинала Бембо. Её история и оккультное значение" (The Isiac Tablet of Cardinal Bembo: Its History and occult Significance, 1887). Там в конце есть небольшой анализ связи таро и каббалы, впрочем, тоже навеянный учением Элифаса Леви. http://www.sacred-texts.com/eso/isi/isi00.htm - здесь имеется сканированный текст и картинки.

    ОтветитьУдалить