пятница, 6 июня 2014 г.

Итальянское таро. Граф Эмилиано ди Парравичино


Итальянский оккультизм развивался несколько отдельной линией, не будучи слишком востребован северянами, но в начале ХХ века в Италии действовало несколько очень интересных организаций, объединённых вокруг таких талантливых авторов, как Артуро Регини, Джулиано Креммерц (Чиро Формизано), Леоне Каэтани, а позднее – Юлиус Эвола. Так, Джулиано Креммерц рассматривал таро в статье «Предсказательная магия: Таро» (LaMagia Divinatoria: I Tarocchi, 1905), опубликованной лишь в 1921 году, в журнале Mondo Occulto, а позднее переизданной отдельно и в составе сборников, под названием «Таро с философской точки зрения» (I Tarocchi dal punto di vista filosofico), с предисловием и дополнениями.


В 1903 году вышла статья ещё одного итальянца, правда, в лондонском The Burlington Magazine. Речь идёт о статье графа Эмилиано ди Парравичино «Три колоды итальянских карт таро» (Three Packs of Italian Tarocco Cards, 1903), опубликованной в девятом, декабрьском номере журнала (этот искусствоведческий журнал начал издаваться в марте того же года и существует поныне). Отказываясь делать предположения относительно ранней истории игральных карт, граф отсылает читателя к таким авторам, как Я. Буркхардт, Р. Мерлен, В. Шатто, С. У. Зингер и др., которые предлагают самые различные теории происхождения карт [p. 237]. Сам Парравичино, как это свойственно итальянцам, не интересуется иностранными картами, а описывает три ломбардские колоды для игры тарокко, предваряя это описание рассказом о структуре ломбардских колод и ценности карт.
Когда дело касается символического значения рисунков, дон Эмилиано ссылается на египетские версии Антуана Кура де Жебелена и итальянского автора ХІХ века аббата Антонио Драгони. Египетскую версию он предлагает и при описании каждого старшего аркана – так, разбирая карту «Дурак», автор пишет, что она «завершает эту священную книгу ТОТА и соотносится с египетским словом МАТ, которое означает начало совершенствования» [p. 241]. Статья снабжена также факсимильными репродукциями некоторых карт из упоминающихся колод. На момент написания статьи колода Висконти хранилась потомками герцога и состояла из сохранившихся 77 карт; в колоде, обладателем которой был Джованни Брамбилла, сохранилось только 48 карт; третья колода принадлежала графу Алессандро Коллеони, и в ней отсутствовали три карты – «Рыцарь монет», «Дьявол» и «Мир». В статье подробно разбираются сюжеты некоторых карт, особенно тех, на которых изображены члены семьи заказчика (например, карта «Влюблённые» из колоды герцога Филиппо Мария Висконти, где он изображён с первой женой Беатриче ди Тенда). Собственно, статья интересна скорее как искусствоведческий анализ, хотя в некоторых вопросах поднимается и оккультная версия таро, прежде всего это касается египетского происхождения символов старших арканов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий