среда, 1 февраля 2017 г.

Таро и "Хроники Амбера". Карты судьбы


«Карты судьбы» (1985) — шестая часть «Хроник Амбера», открывающая второе пятикнижие и единственная, где слово «карты» вошло непосредственно в название. Собственно, правильнее будет сказать, что в названии использовано не слово «карта», а «козырь», ведь по-английски роман называется Trumps of Doom, а это слово используется именно в контексте козырей, или старших арканов. С картами Мерлин — главный герой и рассказчик — сталкивается уже в конце первой главы, их свойства похожи на свойства карт Амбера, но изображения не знакомы герою [с. 176]. Таким образом, мы получаем первый из нюансов, которых в предыдущих книгах не было — карты могут изображать не только правящий дом Амбера, но и другие сюжеты.

Основное предназначение карт остаётся неизменным — они служат для перемещения в ту реальность, которая изображена на рисунке: если там нарисован человек, то к нему, а если место — туда. Однако в романе появляется дополнительная опция, карты могут использоваться как нечто вроде телефона, и сам Мерлин называет их междугородним телефоном (long distance call) [с. 272]. Правильнее было бы сравнить звонок с помощью карт со скайпом, поскольку речь идёт о видеозвонке — собеседника можно видеть, разговаривать с ним, но не обязательно сразу начинать переход в то место, где он находится. Кроме того, карты позволяют опытным пользователям проникать в сон другого человека [с. 307].
Среди особенностей карт, не упоминавшихся в ранних произведениях, можно отметить то, что они могут промокнуть [с. 203]. Следовательно, можно предположить, что карты Амбера сделаны из бумаги, а не какого-то необычного материала. Уже в самом конце книги появляется ещё одна дополнительная подробность: в определённых условиях карты перестают работать. Мерлин попадает в одной из Теней в пространство, где чудесные свойства карт не срабатывают из-за некоего необычного минерала [с. 348].
Помимо карт Амбера и совсем необычных, но действующих аналогично рисунков, вроде каббалистического Древа Сефирот или карты Сфинкса, в книге упоминаются также карты Хаоса [с. 250], завязанные на хаотический аналог Лабиринта Амбера. Использовать эти карты Мерлин может как наследник двора Хаоса. Соответственно, и рисовать карты могут не только принцы Амбера, но и волшебники из Владений Хаоса и даже просто люди, которые знают механизм работы рисунков [с. 251]. Но если человек не прошёл Лабиринт Амбера или хаотический аналог, его карты работают со сбоями и могут перенести не в то место, которое на них нарисовано.


Источник

Желязны Р. Карты судьбы // Миры Роджера Желязны. Хроники Амбера / Роджер Желязны; пер. с англ. В. Гольдич, И. Оганесова. - Рига: Полярис, 1996. - С. 161-350.

2 комментария:

  1. Да, козыри -- это то же, что старшие арканы, а придворные карты -- это арканы минорные. Тут у Вас ошибочка, Руслан.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! Немного запутался с этими картами, в колоде Амбера карты королевской семьи частично наползают на придворные, на мой взгляд, не только на старшие арканы - я имел в виду их, а название взял не подходящее.

      Удалить