пятница, 13 октября 2017 г.

Таро в романе "Лунное дитя" Алистера Кроули

Роман "Лунное дитя" написан Алистером Кроули во время I Мировой войны, хотя впервые издан много позднее, уже в 1920-х годах. Сегодня книга уже переведена на русский язык и вполне доступна, поэтому сюжет пересказывать не стану. Отмечу только два момента:
1) Её можно воспринимать как стёбное отражение той же истории, которую описывает Эллик Хоув в книге "Маги Золотой Зари". Как и книга Хоува, роман написан уже после развала ордена, однако не на материалах переписки и внутренних документов, а по живым воспоминаниям самого автора и его современников.
Основные персонажи оккультной жизни Британии стали прототипами героев книги, а многие эпизоды повлияли на околооккультную культуру ХХ века. Например, некоторые фаны "Твин Пикс" выводят из этого романа сюжет о борьбе Чёрной и Белой лож, обыгранный Линчем (желающих узнать об этом подробнее отправляю к Ирине Каплан - надеюсь, скоро выйдет её статья о "Твин Пикс").
2) Роман написан уже после получения Кроули откровения о новой религии - телеме, и сюжет вращается вокруг борьбы адептов этой религии со своими антагонистами. Впрочем, по ходу сюжета оказывается, что это не столько история конфликта, сколько история бунта, и только часть бунтарей готова враждовать до смерти, тогда как другая часть со временем возвращается в Белую ложу. Как и у Линча, не покидает чувство, что Ложа, на самом деле, одна, и только примирение с оппонентами может позволить адепту что Чёрной, что Белой её версий достичь высшей реализации.

Сам по себе роман не появился бы на этой площадке, если бы там не было упоминания карт таро. От написания книги до выхода "Книги Тота" оставалось ещё почти тридцать лет, а значит, тарологическая система Кроули находилась на стадии формирования, и мы можем узнать кое-что о пути, которым он шёл к своей книге и своей колоде.

Карты впервые упоминаются в главе XII, причём они фигурируют там сразу и как инструмент дивинации, и как ритуальный инструмент. Брат Онофрио использует колоду для того, чтобы определить источник угрозы, а затем делает карту "Башня" частью ритуала инвокации Марса, с помощью которого побеждает своего оппонента Гейтса. Напомню, что как раз когда Кроули писал роман, его коллега Уильям Батлер Йейтс, ставший прототипом Гейтса, купил себе поместье с башней и очень прикипел к этому символу, часто изображал его в стихах. Некоторые исследователи считают, что аркан "Башня" был любимой картой Йейтса, и жёсткая ирония Кроули в свете такой аллюзии становится ещё более выпуклой. Описание ритуала из книги в переводе Е.Колесова звучит так: "Он отправился к себе в покои, извлек из колоды XVI аркан и положил на алтарь. Зажегши огонь на треножнике, он воскурил благовоние, именуемое «Драконья кровь», которое всегда держал наготове в маленькой железной курильнице. Затем надел на голову железную корону Марса, казавшуюся колючей из-за четырех украшавших ее пентаграмм, и взял в руки тяжелый меч, ростом с него самого, с обоюдоострым лезвием шириной не менее чем в пять дюймов у рукояти. Распевая то заклинания Марса, то древние военные гимны, то призывы к могучим божествам огня и грома — «И послал он стрелы свои, и разгромил их, и послал он молнии свои, и уничтожил их», — брат Онофрио начал Боевой Танец Змеи, инвокационную пляску Марса. Кружась вокруг алтаря (и не забывая при этом кружиться вокруг себя), он постепенно отступал от него все дальше, следя за тем, чтобы его движение сохраняло форму раскручивающейся спирали. Дойдя до двери, он позволил «Змее» немного распрямиться и, продолжая движение, вышел в сад".

Однако уже в следующей главе Кроули отзывается весьма критически о приведенном выше ритуале устами Сирила Грея, за которым скрывается его собственный образ. Сирил критикует брата Онофрио (вполне можно предположить, что это тоже сам Кроули, только в своей импульсивной ипостаси), а тот признаётся, что слишком увлекается таро. Ироничное отношение к картам можем обнаружить и во втором эпизоде, где они фигурируют, в главе XXIII. Там Сирил Грей заявляет, будто решение важного военного вопроса он получил с помощью гадания на таро, однако немного ниже оказывается, что Сирил просто упоминает карты для пущего эффекта: "Лорд Джувентиус при всем желании не сумел бы даже повторить стратегических выкладок Сирила — тех, о которых тот собирался доложить генералу Крипсу; однако за правильность выкладок на картах Таро, пусть даже столь темных, что о них не только не дозволено слышать, но в действительности и сказать было бы нечего, потому что их и не делали, он готов был поручиться честью. Меж тем наш юный маг, вспомнив о картах Таро, попросту приплел их к своему рассказу в порыве самого безудержного вдохновения". На самом же деле все выкладки были получены путём рационального анализа, а не с помощью дивинации.

Можем сделать вывод, что молодой Кроули относится к картам, равно как и к любому другому внешнему инструменту, скептически и с иронией. С другой стороны, видна скрупулёзная проработка и понимание темы, то есть автор скорее бравирует своей независимостью от инструментов, а не отвергает исследование предмета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий