понедельник, 24 ноября 2014 г.

Оккультное таро в дореволюционной России

Открытка от Трояновского Н.А.Морозову (взята здесь)
Французский энтузиазм относительно оккультного толкования карт таро распространился на рубеже XIX-XX веков не только на запад, но и на восток, найдя несколько интересных отголосков в оккультистских и розенкрейцерских кругах Российской империи. Уже в 1912 году А. В. Трояновский переводит и издаёт труд Папюса «Предсказательное таро, или ключ всякого рода карточных гаданий», который вышел на французском в 1909-м.
Трояновский был редактором журнала «Изида», мартинистом и членом петербургского отделения Ордена иллюминатов, просуществовавшего под руководством Фрица Дезора около года в 1908-1909 гг. Кроме Папюса он переводил или был редактором переводов книг П. Седира, Ж.-А. де Сент-Ива д`Альвейдра, Н. П. А. Монфокона де Виллара, А. Пуассона и других известных авторов. Но переводить французских авторов было не так уж необходимо, поскольку большинство читающей публики в Российской империи того времени понимало французский. Среди наиболее интересных тарологов того времени, писавших, преимущественно не о дивинации, как Трояновский, но и об оккультном символизме таро, были Григорий Оттонович Мёбес (Г.О.М.), Пётр Демьянович Успенский и Владимир Алексеевич Шмаков. Но прежде чем перейти к рассмотрению их тарологических систем, следует упомянуть создательницу Теософского общества Е. П. Блаватскую, которая также происходила из Российской империи (г. Екатеринослав, современный Днепропетровск), и которая – в отличие от других русских оккультистов – сама влияла на европейскую оккультистскую мысль рубежа веков.

Титульный лист первого тома Тайной доктрины"
Елена Блаватская касается тарологической проблематики в разных произведениях, в том числе – в знаменитой «Тайной доктрине» (The Secret Doctrine, the Synthesis of Science, Religion and Philosophy, V. 3, 1897), где арканы таро рассматриваются в IX отделе третьего тома (отдел называется «Герметические и каббалистические доктрины»). Сразу следует оговориться, что данный текст был написан на английском языке и издан Анни Безант уже после смерти Е. П. Блаватской, но влияние его на русских тарологов первой четверти ХХ века было весьма велико. В отделе ІХ автор продолжает начатый в предыдущем отделе разбор эфиопской версии книги Еноха, связывая учение ветхозаветного патриарха с древней традицией, ведущей начало из страны Хималех – прародины индийских ариев. Блаватская описывает эту страну как таинственную местность, «которую никто не может найти и которая представляет собой загадку как для географов, так и для богословов – это та область, где по представлению брахмана, находится его Кайласа, гора Шумеру, и Парвати Памир, переделанное греками в Паропамис. Вокруг этой местности, которая все еще существует, были созданы предания о Саде Эдема. Из этих областей греки приобрели свой Парнас; и отсюда вышло большинство библейских персонажей» [См. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. – М.: Эксмо, 2004 – С. 127-128]. Также она говорит о других версиях происхождения таро, комментируя работы Элифаса Леви, де Мирвиля и других оккультистов. Гималайско-хималехская версия происхождения таро впоследствии соединилась оккультистами с гималайско-агартхской версией Сент-Ива д`Альвейдра и стала целостной альтернативой египетской и еврейской версиям, хотя и не столь популярной в кругах, далёких от теософии. В целом же, российская дореволюционная и советская оккультная тарология продолжала общеевропейскую линию преемственности, и в ближайших заметках я постараюсь раскрыть некоторые основные тенденции, представить наиболее важных и интересных тарологов, рассказать о наиболее влиятельных книгах российских тарологов. Также приглашаю знатоков тематики подключиться к дискуссии, комментировать и добавлять интересные моменты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий