Самым интересным периодом французской тарологии я считаю вторую половину XIX века – время, когда достигла пика школа Элифаса Леви, появились самые важные тарологические тексты, оккультистские организации, наконец колоды Освальда Вирта, Габриэля Гулина и др. Двадцатый век в этом отношении менее интересен, и более интересными здесь кажутся тексты британских и американских авторов. Между тем, и во Франции продолжались попытки осмыслить карты таро. До
Первой мировой войны наиболее ярким
представителем оккультной тарологии
во Франции оставался Папюс, хотя его
книга «Предсказательное таро», написанная
в ХХ веке, в плане эзотерического знания,
пожалуй, менее ценна, чем «Цыганское
таро», являясь компендиумом таромантических
значений и раскладов. Другие известные
оккультисты не уделяли таро должного
внимания – например, Шарль Барле
в своей книге «Оккультизм» (L'Occultisme,
1909, переведена на русский Д. И. Карабановичем
под редакцией А. В. Трояновского
и издана в 1911 году).
Автор упоминает о
таро лишь вскользь, говоря, что гадания
на таро лишь отчасти аналогичны геомантии
и другим несовершенным древним гаданиям,
«потому что основываются, между прочим,
на законах чисел, которым Таро придаёт
символическое значение».
Таким образом, гадание на таро Барле
считает более точным и надёжным, хотя
и уступающим по надёжности таким способам
прорицания как астрология и картомантия.
Напомним, что в ХІХ веке у Барле выходили
работы на тарологическую тематику, в
частности, одна из них опубликована в
«Цыганском таро» Папюса.
В
середине ХХ века выходит несколько
обзорных работ о таро, например, книга
Герарда ван Рийнберка
«Таро: История, иконография, эзотеризм»
(Le
Tarot. Histoire, Iconographie, Ésotérisme,
1947). Книгу я пока найти не смог, могу лишь сказать, среди прочего,
что она удостоилась положительной рецензии
от Рене Генона,
который отдельных исследований таро
не посвящал. В рецензии
Генон подробно останавливается на
опровержении арабского происхождения
таро и арабского происхождения таких
слов, как naїbi,
pagad
и др.
Также рецензент настаивает на
неправильности версии о том, что таро
в Европу попали с цыганами. Положительно
отзываясь о стиле, эрудиции и скрупулёзности
ван Рийнберка, Генон считает фантазиями
претензии последнего на освещение
эзотерической доктрины, сокрытой в
символике таро. Эта небольшая рецензия
переведена на русский язык и опубликована
издательством «Азбука» в сборнике
«Очерки о традиции и метафизике».
Робер Амбелен |
Из
других работ также можно отметить
брошюру историка-мартиниста Робера Амбелена «Таро: как научиться с ними работать»
(Les
Tarots: comment apprendre à les manier,
1950), книгу коллекционера и мецената Поля
Марто «Марсельское таро» (Le
Tarot de Marseille,
1949) и др. Последняя является важным
источником по марсельскому таро, будучи
написана коллекционером, который обладал
(и завещал Национальной библиотеке
после своей смерти) ценным собранием
старинных карт и рисунков. В книге
описывается как символика отдельных
карт, так и символика каждого элемента
тела, одежды и других деталей. В целом
же к концу рассматриваемого периода
активность в плане оккультной тарологии
во Франции снизилась, в 1943-м году умер
Освальд Вирт, в 1951-м –
Рене Генон, а ещё через 15 лет – Поль
Марто. Робер Амбелен после 1950-го не
развивал активно тарологического
учения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий