суббота, 1 ноября 2014 г.

Тарология во Франции 1 половины ХХ века


Самым интересным периодом французской тарологии я считаю вторую половину XIX века – время, когда достигла пика школа Элифаса Леви, появились самые важные тарологические тексты, оккультистские организации, наконец колоды Освальда Вирта, Габриэля Гулина и др. Двадцатый век в этом отношении менее интересен, и более интересными здесь кажутся тексты британских и американских авторов. Между тем, и во Франции продолжались попытки осмыслить карты таро. До Первой мировой войны наиболее ярким представителем оккультной тарологии во Франции оставался Папюс, хотя его книга «Предсказательное таро», написанная в ХХ веке, в плане эзотерического знания, пожалуй, менее ценна, чем «Цыганское таро», являясь компендиумом таромантических значений и раскладов. Другие известные оккультисты не уделяли таро должного внимания – например, Шарль Барле в своей книге «Оккультизм» (L'Occultisme, 1909, переведена на русский Д. И. Карабановичем под редакцией А. В. Трояновского и издана в 1911 году).
Автор упоминает о таро лишь вскользь, говоря, что гадания на таро лишь отчасти аналогичны геомантии и другим несовершенным древним гаданиям, «потому что основываются, между прочим, на законах чисел, которым Таро придаёт символическое значение». Таким образом, гадание на таро Барле считает более точным и надёжным, хотя и уступающим по надёжности таким способам прорицания как астрология и картомантия. Напомним, что в ХІХ веке у Барле выходили работы на тарологическую тематику, в частности, одна из них опубликована в «Цыганском таро» Папюса.
В середине ХХ века выходит несколько обзорных работ о таро, например, книга Герарда ван Рийнберка «Таро: История, иконография, эзотеризм» (Le Tarot. Histoire, Iconographie, Ésotérisme, 1947). Книгу я пока найти не смог, могу лишь сказать, среди прочего, что она удостоилась положительной рецензии от Рене Генона, который отдельных исследований таро не посвящал. В рецензии Генон подробно останавливается на опровержении арабского происхождения таро и арабского происхождения таких слов, как naїbi, pagad и др. Также рецензент настаивает на неправильности версии о том, что таро в Европу попали с цыганами. Положительно отзываясь о стиле, эрудиции и скрупулёзности ван Рийнберка, Генон считает фантазиями претензии последнего на освещение эзотерической доктрины, сокрытой в символике таро. Эта небольшая рецензия переведена на русский язык и опубликована издательством «Азбука» в сборнике «Очерки о традиции и метафизике».
Робер Амбелен
Из других работ также можно отметить брошюру историка-мартиниста Робера Амбелена «Таро: как научиться с ними работать» (Les Tarots: comment apprendre à les manier, 1950), книгу коллекционера и мецената Поля Марто «Марсельское таро» (Le Tarot de Marseille, 1949) и др. Последняя является важным источником по марсельскому таро, будучи написана коллекционером, который обладал (и завещал Национальной библиотеке после своей смерти) ценным собранием старинных карт и рисунков. В книге описывается как символика отдельных карт, так и символика каждого элемента тела, одежды и других деталей. В целом же к концу рассматриваемого периода активность в плане оккультной тарологии во Франции снизилась, в 1943-м году умер Освальд Вирт, в 1951-м – Рене Генон, а ещё через 15 лет – Поль Марто. Робер Амбелен после 1950-го не развивал активно тарологического учения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий