пятница, 24 июля 2015 г.

Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма


Карта из колоды "Каббалистическое таро"
Одной из ключевых фигур в дореволюционной и раннесоветской истории тайных обществ является Григорий Мёбес (Г.О.М.), возглавлявший мартинистские кружки и занимавшийся просветительской деятельностью ещё до Первой мировой войны. В частности, его курс лекций, прочитанный в 1911-1912 годах для узкого круга учеников (на тот момент Мёбес был Генеральным инспектором петербургского отделения Ордена мартинистов, хотя впоследствии создаст отдельную от французского центра мартинистскую структуру в России) стал основой для издания «Курса энциклопедии оккультизма» (1912), представляющего собою расшифровку стенограммы лекций. Стенограмма была сделана и издана одной из учениц Мёбеса, скрывающейся под псевдонимом № 40 F.F.R.C.R., и книга получила внушительное признание в дореволюционных, советских и постсоветских эзотерических кругах, будучи активно переиздаваемой и читаемой до сегодняшнего дня. Курс лекций, в духе французских мартинистов и последователей Элифаса Леви (в том числе – Папюса, бывшего главой мартинистского ордена), состоит из частей, каждая из которых раскрывает определённую оккультную проблематику и привязывается к одному из старших арканов таро. Курс был издан в двух выпусках (арканы І-Х и ХІ-ХХ), причём к первому выпуску была добавлена статья В. М. Прянина-Морозова «Очерк этиологии и общей истории масонства» о символических степенях масонства, ранее опубликованная в мартинистском журнале «Изида». Колоды карт к первому изданию книги не прилагалось, но каждая карта описана в лекциях, и впоследствии были созданы колоды, опирающиеся на это описание (например, колода «КаббалистическоеТаро Г.О.М.» Шаэна Еремяна и Сусанны Айвазян). Кроме того, в позднейших переизданиях (в частности, в шанхайском переиздании 1937 года) имелись иллюстрации, выполненные специально для этих изданий, или взятые из известных колод.

Уже во вводной лекции Г.О.М. говорит о египетском и каббалистическом происхождении символики таро, вполне в духе французской школы: «До нас дошел грандиозный памятник символизма египетских школ, в котором связаны все три типа символических представлений. Это – колода карт в 78 листов (22+56) с раскрашенными изображениями, интерпретирующими т. наз. 22 мажорных и 56 минорных арканов. С каждой картой так или иначе связано числовое представление. Эти изображения, как гласит предание, помещались на стенах подземной галереи, в которую неофит попадал лишь после целого ряда испытаний. Колода эта более всего известна под именем цыганского "тарота"». Стоит заметить, что идея о подземной галерее с изображением арканов перекликается с теорией Поля Кристиана, повторенной Э. Шюре и другими французскими авторами рубежа веков. При этом Папюс не разделял эту теорию, хотя частично опирался на изыскания Питуа.
Титул первого издания
В структуре изложения и поднимаемых вопросах курс Г.О.М. близок учению Папюса, в том числе в части учения о диалектике бинеров, тернеров, кватернеров и септернеров, основывающейся на аналогии с диалектикой букв Тетраграмматона. В тексте лекций имеются и упоминания цыганской версии таро, авторство которой принадлежит Папюсу. Так, в лекции V, посвящённой Великому Аркану Магии, Мёбес утверждает: «Слово Tarot есть название цыганской колоды 78 арканов. Оно тождественно со словами Rota, Tora(h), Otar, Arot(h)». Заимствования из доктрин французских оккультистов прослеживаются на таких примерах, как соотнесение перевёрнутой пентаграммы с головой козла, отказ от популярной в Англии перестановки букв и порядкового места карт, например, в случае с арканами 8 и 11 (обращение к англоязычным оккультистам вообще не практиковалось в текстах знаменитых российских тарологов того времени, хотя колода Райдера-Уэйта быстро нашла сторонников в оккультистских кругах), отсылки к некой единой эзотерической традиции. Роднят с идеями Анкосса курс лекций Г.О.М. и рекомендации практического характера (например, относительно производства астросомов, развития магических способностей и др.), в которых иногда автор курса прямо апеллирует к Папюсу. Ещё одним направлением возможных заимствований является теософизм: помимо частого употребления терминов «теософический» и «теософия» и теории кармически обусловленных инкарнаций здесь стоит обратить внимание на соотнесение таро с книгой Еноха: «египетская теократия сумела искусственно поддержать свое существование в самых неблагоприятных условиях и, умирая, дала себе труд озаботиться спасением своего элемента י. Она передала потомству то, что мы называем Таротом, или Книгой Бытия Еноха, или Священной Книгой. Будем ей за это благодарны». Напомним, что с Книгой Еноха соотносила колоду таро и Елена Блаватская.
Структура полной колоды таро (основное содержание лекций связывается
Титул второго издания
только со старшими арканами) становится предметом рассмотрения в XV-XVI лекциях, которая посвящена десятому старшему аркану и Древу сефирот. Вслед за Папюсом, Г.О.М. утверждает метафизический приоритет младших (минорных) арканов как относящихся к сфере человека до грехопадения. «Минорные арканы метафизически чище мажорных; они, вдобавок, метафизически раздельны; конструктивная схема их комплекса ясна; математик сказал бы, что эти переменные стоят в строго определенной функциональной зависимости друг от друга
. В мажорных же арканах все как-то неопределенно; они порождают друг друга по каким-то туманным законам; они подобны клавиатуре, которую можно настроить по терциям или квинтам, но можно настроить и по октавам, помня при том, что настройщик пользуется несовершенством органа нашего слуха как базою для своей работы». Масти номерных и придворных карт соотносятся автором с буквами Тетраграмматона: Трефы (Жезлы) – с י , Черви (Чаши) – с первым ה, Пики (Мечи) – с ו , а Бубны (Круги или Пантакли) – со вторым ה. С этими буквами также соотносятся придворные карты – Король, Дама, Кавалер и Валет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий