пятница, 9 января 2015 г.

Арканология Владимира Шмакова. Часть вторая.


Согласно разделяемой Владимиром Шмаковым теории, каждая раса обитателей Земли имела своё Откровение, и все эти откровения были синтезированы в виде символов таро: «Каждое Откровение раскрывает целостный аспект Абсолютной Истины; его ядром является Доктрина Абсолютная по природе и исчерпывающая истину свойственную данной расе, данному циклу истории. Совокупность этих Доктрин есть Верховное Абсолютное Учение о Истине Вечной. Поколения Исполинов мысли собрали воедино эти Доктрины и неведомый нам Величайший Гений мира обобщил их в стройную систему, Великое Герметическое Учение, скрывавшееся на пути бесчисленных веков от толпы и дошедшее до нас в ореолах мифов под именем Священной Книги Тота, Великих Арканов Таро». Символический язык наиболее удобен для передачи мировоззренческой системы, поскольку символ, с одной стороны, вызывает в сознании адресата заложенный автором образ, а с другой стороны – позволяет адресату насытить этот образ и собственными обертонами, присущими ему в зависимости от степени развития. Наиболее близкие к божественным принципам символы – это Арканы, которые помогают мудрецам разных цивилизаций участвовать в мистериях.

Структура колоды, согласно В. Шмакову, представляет собою три части: «Первую составляет Аркан 0, гласящий о Божестве и мире и слиянии их в Абсолюте, Сущности Божественной, "Айн Софе" Каббалы, "Не То" индусов. Вторую часть составляют 21 Аркан, гласящих о целостном человеке, о рождении его из Абсолюта и принципах его существования, определяющих синтез и смысл его жизни. Последние 56 Арканов, в противоположность первым – Великим, называются Малыми, они составляют третью и последнюю часть Великой Книги и гласят о природе вещей и человеке как члене и звене в целостной жизни мироздания. Это единственное абсолютное разделение Книги Мудрости интерпретируется в ее общем символе, т.е. – квадрате, имеющего внутри треугольник, а по средине точку». Человек должен понять, прежде всего, систему второй части колоды, старших арканов, и это станет для него ориентиром в приближении к Абсолюту, равно как и в исследовании окружающего мира. Квадрат с треугольником и точкой был изображён на титульной странице первого издания книги Шмакова, и повторяется на многих последующих изданиях. Кроме того, автор выделяет и другие варианты разбивки козырных карт – по две, три, семь, десять. В последнем случае карты 1-10 составляют цикл сефиротических арканов, относящихся к трансцендентному миру, и венчаются арканом 21 (0); карты 11-20 составляют ряд деятельностных арканов, относящихся к миру становления, и венчаются арканом 22. Что касается соотношения арканов 21 и 0, то они сливаются в одну карту в силу запредельно высокого уровня, понимание которого нашему сознанию недоступно – на самом же деле аркан 0 служит интегралом тернера, а арканы 21 и 22 – его крайними членами.
Введение заканчивается описанием места арканов в истории оккультных и эзотерических учений, а место это – важнейшее и высочайшее, поскольку арканы Книги Тота стали секретным основополагающим кодом, на котором весь мистицизм и эзотеризм базировался. Следовательно, для подтверждения того, что система того или иного мыслителя построена на арканах таро, не обязательно, чтобы он открыто упоминал об этом. Таким образом, в ряд попадают Иисус, Раймунд Луллий, Пико делла Мирандола, Гийом Постель, Иоганн Рейхлин, Корнелий Агриппа, Генрих Кунрат, Кнорр фон Розенрот и другие герметисты. Из эксплицитных тарологов упоминаются Кур де Жебелен, Эттейлла, Элифас Леви, Станислас де Гуайта и Папюс. Отдельно Шмаков затрагивает вопрос русских тарологов – Мебеса и Успенского (последнего даже цитирует в своей книге). Причем по поводу лекций Г.О.М. он отзывается следующим образом: «Труд Г.О.М. (Григория Оттоновича Мебеса) является весьма ценным по материалу и замыслу, но изложение прямо невозможное». Елену Блаватскую автор среди русских тарологов (равно как и среди герметистов вообще) не упоминает, хотя цитаты из её текстов встречаются у него, что может свидетельствовать о знакомстве и интересе к её творчеству. Также среди источников упоминаются индийские, гностические, каббалистические, неоплатонические, христианские и другие тексты. В конце книги есть дополнение, в котором Шмаков указывает работы о таро, с которыми он столкнулся уже после подготовки своей книги к публикации – в частности, высоко оценена в этом списке книга «Цыганское таро» Папюса (среди прочего, это означает, что Шмаков не опирался на неё в подготовке своего исследования). В основной части автор почти не касается истории карт, выстраивая философскую систему, структурно опирающуюся на колоду козырей таро, и иногда прямо объясняя тот или иной аспект своего учения посредством символики арканов.
Рисунок Василия Масютина к аркану "Суд"
В книге «Священная Книга Тота: Великие Арканы Таро: Абсолютные Начала Синтетической Философии Эзотеризма» Владимир Шмаков приводит достаточно подробные описания старших арканов, даёт их названия и соотносит каждый аркан с буквой еврейского алфавита. К первому (с очень ограниченным тиражом) изданию прилагался также вкладыш с рисунками арканов, выполненными художником Василием Николаевичем Масютиным, который слушал лекции Шмакова о таро, и рисовал иллюстрации к книге под руководством самого автора. Иллюстрации были выполнены в цвете, предположительно, акварелью или литографией, и размер их был равен странице книги. В архивах сохранились (и в сканированном виде представлены в интернете, например, на блоге Виктора Олсуфьева) фотографии этих рисунков, но оригиналы утеряны. Некоторые материалы относительно связи Шмакова и Масютина можно также найти в фундаментальных работах А.Л.Никитина, в частности, в книге "Эзотерическое масонство в советской России. Документы 1923-1941 гг. Публикация, вступительные статьи, комментарии и указатель А.Л.Никитина. – М.: Минувшее, 2005. – С. 296. Книги этого автора проливают свет и на многие другие интересные моменты в истории оккультной тарологии в России.

1 комментарий:

  1. Приятно видеть интерес к Шмакову!
    Небольшое уточнение насчет Блаватской - ВА хоть ее и цитирует, но в определенный момент говорит, что труды ее составляют по большей части нечитаемую мешанину, пусть и из ценных данных...

    Что касается Мебеса, думаю стоит принимать во внимание, что Шмаков с ним состояли в одном ордене, причем малочисленном, скорее это был кружок мартинистов. Так что идеи их вырабатывались скорее его совместно и согласовано.

    ОтветитьУдалить