Согласно
разделяемой Владимиром Шмаковым теории, каждая
раса обитателей Земли имела своё
Откровение, и все эти откровения были
синтезированы в виде символов таро:
«Каждое
Откровение раскрывает целостный аспект
Абсолютной Истины; его ядром является
Доктрина Абсолютная по природе и
исчерпывающая истину свойственную
данной расе, данному циклу истории.
Совокупность
этих Доктрин есть Верховное Абсолютное
Учение о Истине Вечной. Поколения
Исполинов мысли собрали воедино эти
Доктрины и неведомый нам Величайший
Гений мира обобщил их в стройную систему,
Великое Герметическое Учение, скрывавшееся
на пути бесчисленных веков от толпы и
дошедшее до нас в ореолах мифов под
именем Священной
Книги Тота, Великих Арканов Таро».
Символический язык наиболее удобен для
передачи мировоззренческой системы,
поскольку символ, с одной стороны,
вызывает в сознании адресата заложенный
автором образ, а с другой стороны –
позволяет адресату насытить этот образ
и собственными обертонами, присущими
ему в зависимости от степени развития.
Наиболее близкие к божественным принципам
символы – это Арканы, которые помогают
мудрецам разных цивилизаций участвовать
в мистериях.
Структура
колоды, согласно В. Шмакову,
представляет собою три части: «Первую
составляет Аркан 0, гласящий о Божестве
и мире и слиянии их в Абсолюте, Сущности
Божественной, "Айн Софе" Каббалы,
"Не То" индусов. Вторую часть
составляют 21 Аркан, гласящих о целостном
человеке, о рождении его из Абсолюта и
принципах его существования, определяющих
синтез и смысл его жизни. Последние 56
Арканов, в противоположность первым –
Великим,
называются Малыми,
они составляют третью и последнюю часть
Великой Книги и гласят о природе вещей
и человеке как члене и звене в целостной
жизни мироздания. Это единственное
абсолютное разделение Книги Мудрости
интерпретируется в ее общем символе,
т.е. – квадрате, имеющего внутри
треугольник, а по средине точку».
Человек должен понять, прежде всего,
систему второй части колоды, старших
арканов, и это станет для него ориентиром
в приближении к Абсолюту, равно как и в
исследовании окружающего мира. Квадрат
с треугольником и точкой был изображён
на титульной странице первого издания
книги Шмакова, и повторяется на многих
последующих изданиях. Кроме того, автор
выделяет и другие варианты разбивки
козырных карт – по две, три, семь, десять.
В последнем случае карты 1-10 составляют
цикл сефиротических арканов, относящихся
к трансцендентному миру, и венчаются
арканом 21 (0); карты 11-20 составляют ряд
деятельностных арканов, относящихся к
миру становления, и венчаются арканом
22. Что касается соотношения арканов 21
и 0, то они сливаются в одну карту в силу
запредельно высокого уровня, понимание
которого нашему сознанию недоступно –
на самом же деле аркан 0 служит интегралом
тернера, а арканы 21 и 22 – его крайними
членами.
Введение
заканчивается
описанием места арканов в истории
оккультных и эзотерических учений, а
место это – важнейшее и высочайшее,
поскольку арканы Книги Тота стали
секретным основополагающим кодом, на
котором весь мистицизм и эзотеризм
базировался. Следовательно, для
подтверждения того, что система того
или иного мыслителя построена на арканах
таро, не обязательно, чтобы он открыто
упоминал об этом. Таким образом, в ряд
попадают Иисус, Раймунд Луллий, Пико
делла Мирандола, Гийом Постель, Иоганн
Рейхлин, Корнелий Агриппа, Генрих Кунрат,
Кнорр фон Розенрот и другие герметисты.
Из эксплицитных тарологов упоминаются
Кур де Жебелен, Эттейлла, Элифас Леви,
Станислас де Гуайта и Папюс. Отдельно
Шмаков затрагивает вопрос русских
тарологов – Мебеса и Успенского
(последнего даже цитирует в своей книге).
Причем по поводу лекций Г.О.М. он отзывается
следующим образом: «Труд Г.О.М. (Григория
Оттоновича Мебеса) является весьма
ценным по материалу и замыслу, но
изложение прямо невозможное».
Елену Блаватскую автор среди русских
тарологов (равно как и среди герметистов
вообще) не упоминает, хотя цитаты из её
текстов встречаются у него, что может
свидетельствовать о знакомстве и
интересе к её творчеству. Также среди
источников упоминаются индийские,
гностические, каббалистические,
неоплатонические, христианские и другие
тексты. В конце книги есть дополнение,
в котором Шмаков указывает работы о
таро, с которыми он столкнулся уже после
подготовки своей книги к публикации –
в частности, высоко оценена в этом списке
книга «Цыганское таро» Папюса (среди
прочего, это означает, что Шмаков не
опирался на неё в подготовке своего
исследования). В основной части автор
почти не касается истории карт, выстраивая
философскую систему, структурно
опирающуюся на колоду козырей таро, и
иногда прямо объясняя тот или иной
аспект своего учения посредством
символики арканов.
Рисунок Василия Масютина к аркану "Суд" |
В
книге «Священная
Книга Тота: Великие Арканы
Таро: Абсолютные Начала Синтетической
Философии Эзотеризма» Владимир Шмаков
приводит достаточно подробные описания
старших арканов, даёт их названия и
соотносит каждый аркан с буквой еврейского
алфавита. К первому (с очень ограниченным
тиражом) изданию прилагался также
вкладыш с рисунками
арканов, выполненными художником
Василием Николаевичем Масютиным,
который слушал лекции Шмакова о таро,
и рисовал иллюстрации к книге под
руководством самого автора.
Иллюстрации были выполнены в цвете,
предположительно, акварелью или
литографией, и размер их был равен
странице книги. В архивах сохранились
(и в сканированном виде представлены
в интернете, например, на блоге Виктора Олсуфьева) фотографии этих рисунков,
но оригиналы утеряны. Некоторые материалы относительно связи Шмакова и Масютина можно также найти в фундаментальных работах А.Л.Никитина, в частности, в книге "Эзотерическое масонство в советской России. Документы 1923-1941 гг. Публикация, вступительные статьи, комментарии и указатель А.Л.Никитина. – М.: Минувшее, 2005. – С. 296. Книги этого автора проливают свет и на многие другие интересные моменты в истории оккультной тарологии в России.
Приятно видеть интерес к Шмакову!
ОтветитьУдалитьНебольшое уточнение насчет Блаватской - ВА хоть ее и цитирует, но в определенный момент говорит, что труды ее составляют по большей части нечитаемую мешанину, пусть и из ценных данных...
Что касается Мебеса, думаю стоит принимать во внимание, что Шмаков с ним состояли в одном ордене, причем малочисленном, скорее это был кружок мартинистов. Так что идеи их вырабатывались скорее его совместно и согласовано.