Одна из последних важных книг XIX века для французской оккультной тарологии – «XXII герметических карты предсказательного таро» (Les XXII lames hermétiques du tarot divinatoire, 1896) Рене Фальконнье, с иллюстрациями Мориса-Отто Вегенера. Фальконье в широком смысле можно отнести к школе Элифаса Леви, по линии Поля Кристиана (то есть по линии, которая выводит карты таро из Египта). Этот год, кстати, запомнился ещё и тем, что в Великобритании была издана книга самого Элифаса Леви - «Магический ритуал Sanctum Regnum, интерпретированный с помощью козырей таро» (The Magical Ritual Of The Sanctum Regnum, Interpreted By The Tarot Trumps, 1896), с предисловием и комментариями У.У.Уэсткотта. До того текст около 30 лет путешествовал по рукам в виде рукописи.
Первое же предложение книги находит новую этимологию слова таро: на санскрите Тар-О якобы обозначает Полярную звезду (версия не лишена оснований, поскольку слово tārā может обозначать звезду, хотя без диакритических знаков трудно понять, имелось ли в виду именно оно), а применительно к символике карт напоминает нам о вечной и неизменной, вселенской герметической традиции [p. 1]. Именно Гермес Трисмегист – фиванский иерофант и маг, живший за 2000 лет до Христа, начал использовать карты таро для прорицаний. Карты на тот момент представляли собой золотые пластинки с иероглифами, планетарными знаками, буквами магического алфавита и другими символами. При этом, символы таро также использовались в качестве рисунков на стенах крипт под великими египетскими святилищами. Из Египта символы таро перешли в Персию, Халдею, Ассирию и другие страны. Говоря о египетских мистериях, автор обильно ссылается на Манефона, Плутарха, Ямвлиха, Климента Александрийского, Оригена и других древних мыслителей. В средневековой христианской традиции Фальконнье также находит аллюзии к таро, в том числе — в Апокалипсисе, у Августина, Альберта Великого. Наконец, широкое распространение карты получили ко времени Возрождения.
Фальконнье упоминает и теории современных оккультистов, начиная от Кура де Жебелена и вплоть до Папюса, хотя считает их часто основанными на фантазиях авторов. В отличие от них, сам Фальконнье берётся восстановить древние символы на основе древних текстов, а Морису Вегенеру предоставляет воспроизвести старшие арканы в максимально первозданном виде (что последний и сделал, хотя, возможно, раньше и независимо от создания книги) [p. 8]. Отдельно в книге описывается каждый из двадцати двух арканов, указывается буква алфавита магов, название, числовое и астрологическое, а также другие соответствия. Вторая половина книги представляет собою набор картинок египетского таро Вегенера, предварённых небольшой аннотацией. Картинки М.-О.Вегенера интересны, среди прочего, тем, что это одна из первых версий египетской колоды таро. На сегодня сканированная версия книги Фальконнье-Вегенера доступна благодаря сайту Национальной библиотеки Франции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий