четверг, 28 октября 2021 г.

Краткий путеводитель по оккультному таро. Второе издание

Краткий путеводитель по оккультному таро в 2017 году стал первой книгой, которая вышла в моём издательстве. Это была небольшая книжечка формата А6, в мягкой обложке и без единой картинки внутри. Единственным художественным решением было взять в качестве фона для обложки рубашку одной из классических колод марсельского таро (в обработанном виде этот фон обложки остался и во втором издании). С тех пор прошло уже несколько лет, мир изменился практически до неузнаваемости, но тарологическое направление в Издательстве РХ продолжает развиваться. Мы уже издали три книги Андрея Костенко о фундаментальных, но малоизученных вопросах истории таро, на подходе ещё несколько книг из тарологической серии (конечно, не скажу заранее, о чём речь:), тираж первого издания давно разошёлся, и накопился новый материал, который в первое издание не вошёл. Так что пришло время второго издания.

Почему я взялся вообще за тему истории оккультного таро? Я религиовед, изучаю разные сюжеты из истории религии, но не только в плане классических религий - христианства, ислама и т.д. Меня также интересует история эзотерических течений, прежде всего в рамках западного эзотеризма. Наряду с религией, эти особенные духовные практики (эзотерические, маргинальные, спиритуалистические, не-гегемонные - их по-разному называют, но вы поняли суть) ощутимо влияют на развитие человеческой культуры. И изучать их нужно, чтобы действительно понять всю культуру, а не некие маргинальные группы странненьких людей. Изучать беспристрастно, не агитируя за или против, не проповедуя и не осуждая. Так я подхожу к разным религиям, так подхожу и к эзотерическим течениям. Однако эта часть истории человечества довольно плохо описана. Когда я в университете решил познакомиться ближе с историей таро, основными линиями и школами оккультного таро, то не нашёл ни одной обзорной книги по теме на русском или украинском языках. Много переводов оккультной классики, много перепевов классики же, появлялись уже и самостоятельные изыскания практиков с постсоветского пространства, но не была закрыта тема общего введения в историю оккультных толкований таро. Это мне показалось неправильным, и тогда появилась идея собрать воедино хотя бы очень краткие сведения о разных направлениях и авторах, писавших о таро с оккультной точки зрения, чтобы при подходе к теме человек мог сразу составить общее впечатление, а не пускаться наобум в чтение одного источника за другим (как это сделал в своё время я, и многие другие люди, и что отняло у нас кучу времени).

Во втором издании книги примерно продублирована структура первого издания, рассмотрены те же страны и основные направления, но есть несколько отличий. Во-первых, я упоминаю больше авторов, которых в первом издании упоминал вскользь или вообще не упоминал. Во-вторых, помимо книг знаменитых тарологов я обратился также к периодическим изданиям, журнальным статьям и рецензиям, которые позволяют увидеть динамику восприятия тех же эпохальных книг, которые служат основным предметом. В-третьих, больше внимания уделяю художникам, которые собственно и нарисовали классические оккультные колоды (как вы можете знать, редко кто из великих оккультистов умел хорошо рисовать). В-четвёртых, в этом издании уже есть иллюстрации, как из классических колод, так и авторские рисунки удивительной художницы Марины Зиняковой, которая создала их специально под это издание. Книга получилась гораздо более симпатичной, чем первое издание, кроме того, мы увеличили формат до А5, сделали твёрдую обложку.

Привожу здесь оглавление и предисловие к книге, а если Вы захотите её приобрести - можно это сделать в магазинах, или написав мне на почту - halikoffr@gmail.com



Введение

Словосочетание «оккультное таро», которое вынесено в заглавие этой книги, звучит интригующе и кому-то может показаться даже страшным, а других, наоборот, излишне обнадежит. Цель настоящей книги не в этом, и мы к ней вернемся позднее, а пока уточним, что же подразумевается под самим термином.

Прежде всего — таро. Я понимаю под таро набор из 78 карт, 40 из которых являются номерными (от 1 до 10), 16 — придворными (обычно это Король, Королева, Рыцарь и Паж, но не всегда), а 22 — козырями. Козыри часто называются старшими (мажорными) арканами, тогда как остальные 56 карт — младшими (минорными) арканами. Номерные и придворные карты обычно распределены на 4 масти по 14 карт, и привычными для таро мастями являются Жезлы, Чаши, Мечи и Монеты. Такой набор мастей характерен для Италии, откуда карты и распространились по Европе, однако в других регионах набор может отличаться. Так, во французских колодах могут фигурировать более привычные для любителей игральных карт Сердца, Трилистники клевера, Пики и Ромбы, а в швейцарских колодах — экзотические для нас Розы, Бубны, Листья и Желуди. Тем не менее, мастей чаще всего (но тоже не всегда) четыре. В этом они встраиваются в несколько символических рядов по 4, откуда бы мог произойти такой порядок: 4 кардинальные добродетели (мужество, умеренность, справедливость, благоразумие); 4 символа евангелистов (орел, человек, бык и лев); 4 времени года (зима, весна, лето, осень); 4 направления (север, юг, запад, восток) и т. д. Количество и природа мастей может быть связана и с общей бинарностью индоевропейского мышления: 4=2х2, где 4 масти можно объединить в две бинарные оппозиции (красные Сердца и Ромбы против черных Пик и Трилистников, мужские Жезлы и Мечи против женских Чаш и Монет).

Уже на этом моменте начинаются нюансы. Во-первых, некоторые авторы-оккультисты называют термином «таро» только 22 старших аркана, и в целом оккультные трактовки таро нередко концентрировались именно на козырях, без большого внимания номерным и придворным картам. Во-вторых, некоторые колоды, близкие к таро, содержат иное количество карт, иной порядок или специфический набор названий. Так, таро «Сола-Буска» состоит из 78 карт, однако ни названия, ни символизм старших арканов не похожи на обычную колоду таро марсельского типа. Популярная в Италии колода минкьяте помимо 77 привычных карт содержит также 4 дополнительных карты с добродетелями (Вера, Надежда, Любовь, а также Благоразумие, в дополнение к стандартным для таро Правосудию, Силе и Умеренности), 4 карты со стихиями и 12 карт со знаками Зодиака.

Можно уйти от строго определенного количества карт в колоде, и такой подход часто используют оккультисты, относя к таро любую последовательность символов, которые можно толковать в эзотерическом ключе. При таком расширительном толковании в категорию таро может попасть, например, колода «Тарокки Мантеньи», состоящая из 50 карт и близкая по времени и школе к первым колодам итальянского таро. Этот подход несколько размывает предмет исследования, однако с другой стороны — он позволил разным авторам связывать карты таро с египетскими («Таблица Бембо»), арабскими («Таро мамлюков»), китайскими, индийскими и другими артефактами, и даже с древнееврейскими оракулами «терафим», которые в Библии описаны скорее как фигурки, нежели карты. Учитывая, что история и современность знает колоды с разным количеством карт, разным порядком их расположения в колодах, разными наименованиями и т. д., следует найти общий знаменатель между строгим и расширительным подходами. Остановимся пока на таком варианте: по умолчанию мы ждем от колоды таро 78 карт с указанными ранее характеристиками, но если тот или иной автор-оккультист называет «таро» нечто другое — мы внимательно отнесемся к его мнению и постараемся понять аргументацию. Например, для многих теоретиков оккультного таро может быть очевидным факт искажения символизма непосвященными художниками, или наоборот — осознанного искажения художниками посвященными, дабы скрыть символизм от профанов. В таком случае формальные особенности и сохранение классических названий, нумерации не будут представлять ценности для автора.

Что касается понятия «оккультное», то нужно понимать, что для современного читателя таро часто считается чем-то оккультным, магическим, связанным с дивинацией по умолчанию. Между тем, первые несколько сот лет своего существования карты таро не имели подобного ореола таинственности. Тесная связь таро и гадания появилась уже в конце XVIII века, благодаря французскому прорицателю Эттейле и, может быть, в меньшей степени, графу де Мелле. Граф — один из первых авторов идеи древнеегипетского происхождения таро — относился к гаданию как признаку упадка оккультной мудрости древнего Египта. Вот как он описывает использование карточных мастей для гадания:

Эти четыре символа, сами по себе таинственные, в соединении со священными изображениями призваны были пробуждать в людях надежду на получение самых ясных, самых глубоких откровений. Случайные комбинации, полученные при соединении этих картин, составлялись в фразы, которые волхвы прочитывали или толковали как приговор судьбы. Им было легко это делать, поскольку эти комбинации естественным образом обеспечивали туманность и расплывчатость объяснений, необходимый элемент стиля оракулов.

В свою очередь, Эттейла основал целую школу гадания на таро, нарисовал собственную колоду, которая стала первой версией таро, созданной оккультистом. Считая описанный графом де Мелле способ гадания действительно неправильным и бесполезным, Эттейла и не возводил его к действительно египетскому. При этом — поддерживая древнеегипетскую версию происхождения таро — он также предложил альтернативный метод гадания, и его считал вполне действенным:

Невежды, за что ни возьмутся, все делают плохо; у людей же сведущих все не так: [древние] египтяне брали Книгу Тота, перемешивали ее во все стороны, не глядя на иероглифы, давали Консультирующемуся разделить эту Книгу на две части, а затем брали первую Карту и клали ее на [позицию] В, вторую — на [позицию] А, а третью снова на B. (Вот так: BA.) Четвертая отправлялась на B; пятая — на А, шестая — на B. Затем седьмая на B, и так до конца. Таким образом на A получалось 26 листов, а на B — 52.

Однако если гадать на картах таро начали в конце XVIII века, то что с ними делали в более давние времена? Есть несколько причин предположить, что карты таро не были преимущественно мантическим инструментом во времена Возрождения, когда и появились первые известные сегодня колоды.

Во-первых, хотя городские власти в разных регионах Европы уже как минимум с конца XIV — начала XV веков активно издавали указы против игры в карты, а церковные власти так же активно призывали прихожан отказаться от пагубной страсти, причиной негативного отношения было скорее то, что карты (будь то таро или просто игральные колоды) воспринимались как азартная игра. Поэтому запрет на карты чаще всего идет в ряду запретов других азартных игр, например, в кости, а не в ряду запретов на разные виды гадания. Кроме того, церковь высказывалась против богохульного характера некоторых картинок, изображающих Папу римского, ангела, дьявола и т. д.

Во-вторых, в эпоху Возрождения образованные слои общества — а именно им в первое столетие существования таро и были, прежде всего, доступны карты — прекрасно разбирались в других методах прорицания, считавшихся наиболее точными, в частности, в астрологии. Иногда за создание колоды карт могли быть ответственны и придворные астрологи, как это, возможно, произошло в случае Пелегрино Присчиани — одного из авторов знаменитой астрологической комнаты в Палаццо Скифанойя, а также возможного автора колоды таро «Сола-Буска». Однако даже если астрологические соответствия и зашифровывались в некоторые карточные колоды, то при дивинации все же использовались астрологические методы, а не карточные расклады.

В-третьих, история тарологической литературы до XVIII века не позволяет говорить о преимущественном использовании таро для гадания, а снова же отсылает нас, прежде всего, к карточным играм. Так, одно из интересных ранних произведений о таро — «Говорящие карты» (Le carte parlanti, 1543) Пьетро Аретино — посвящено вредным последствиям азартных игр, там даже приводится ряд расшифровок арканов, однако скорее они призваны показать психологический портрет заядлого картежника, чем отразить некие эзотерические максимы. При этом нельзя сказать, что литература не знает упоминаний гадания на картах, но прежде всего речь идет о картах в широком смысле, в том числе обычных игральных, а не о картах таро.

Итак, кому-то может показаться банальностью, а кому-то — кощунством, но в карты таро, прежде всего, играли. Как и в другие карточные, настольные игры. И если бы не карточная игра — возможно, не произошло бы курьезного случая, с которого началась история таро оккультного. Карточные игры на рубеже XIV-XV веков стали очень популярны в Европе, как среди богатых семей, так и среди более простого люда. К концу XV века начали тиражироваться и собственно карты таро, позднее получившие название «итальянских», а еще позднее — «марсельских». Именно таро как разновидность карточных игр было наиболее частым предметом как первых литературных произведений о таро, так и первых исторических исследований, посвященных этой теме.

Второй важной функцией карт в эпоху Возрождения стало их использование в качестве своеобразного набора семейных портретов-миниатюр. После того, как в конце первой трети XV века миланский герцог Филиппо Мария Висконти задал моду на семейные карты таро, или трионфи, многие богатые семьи Италии как будто спешили обзавестись собственной колодой. Так, уже к 1442 году относится упоминание колоды из четырех мастей и козырей, созданной для влиятельной феррарской семьи д’Эсте. К сороковым годам относится упоминание о том, что колоду трионфи получил в подарок Сиджизмондо Малатеста из Римини, а уже в пятидесятых говорится о двух колодах по 70 карт в связи с Галеаццо Мария Сфорца, внуком Филиппо Мария Висконти. Сам Филиппо Мария владел также как минимум двумя колодами, и его зять Франческо Сфорца заказал себе колоду после женитьбы на Бьянке Марии Висконти. Есть упоминания и о других семьях, владевшим уже в 1440-1450-х годах разными колодами, с разными рисунками и структурой колоды.

Все эти колоды рисовались вручную художниками из знаменитых мастерских, на картах можно было встретить фрагменты из золота, и эти колоды обходились заказчикам весьма дорого. Так, есть версия, что одна из колод Висконти обошлась заказчику примерно в 1500 дукатов (примерно 115 тысяч долларов по сегодняшним ценам), хотя обычная колода могла стоить от нескольких дукатов до пары десятков. Ручная работа делала возможным учесть портретные моменты, запечатлев в картах членов семьи. Так, считается что на двойке монет колоды «Сола-Буска» изображен Эрколе д’Эсте — герцог Феррары. Современный исследователь колоды Питер Марк Адамс полагает, что ее заказчиком был Эрколе д’Эсте, разработчиком — Пелегрино Присчиани (возможно, ученик Гемиста Плифона, портрет которого помещен на Десятке Чаш), а подарили ее в конце концов молодому, но перспективному венецианскому политику Марино Санудо, и поэтому там встречаются гербы его двух родов — Венье и Санудо.

На колоде Висконти изображены разные персонажи из семьи (далеко не обязательно только сам Филиппо Мария, но часто «Висконти вообще» — архетипичные белокурые бестии, в отличие от него). Так, на карте «Влюбленные» изображен Филиппо Мария Висконти со своей женой, хотя не совсем понятно, с которой именно — Беатриче де Тенда (уроженка Пизы) или Мария Савойская (представительница Савойского двора). Обе могли использовать герб «белый крест на красном поле», который представлен на брачном шатре рядом с гербом Висконти. Под «Папессой», возможно, подразумевается родственница Филиппо Мария Висконти — сестра Майфреда да Пировано, глава влиятельной в регионе религиозной группы гульельмитов. Кроме того, на номерных картах «монеты» из колоды Висконти изображены настоящие миланские монеты, которые штамповали при этом герцоге.

Безусловно, все упомянутые семьи были очень богаты, при их дворах жили как знаменитые поэты, так и ученые, философы, астрологи, и отпрыски этих родов могли получить прекрасное образование. Например, упомянутый выше Сиджизмондо Малатеста был учеником знаменитого философа-неоплатоника Гемиста Плифона и приверженцем языческого мировоззрения. Не был добрым католиком и Филиппо Мария Висконти, поэтому для него вряд ли было проблемой играть в карты, где был изображен Папа Римский (герцог предпочитал союз не с папой, а с императором, а иногда поддерживал антипапство). С такими интересами они вполне могли быть представителями эзотерических кругов, также популярных во времена Возрождения. Даже несмотря на то, что сами владельцы колод были часто людьми довольно юными — герцогу Висконти было около 22 лет, когда он заказал для себя первую колоду, примерно столько же было Марино Санудо, когда ему подарили колоду «Сола-Буска» — они уже могли иметь достаточно богатое образование и жизненный опыт. Еще больше могли быть вовлечены в эзотеризм непосредственные разработчики колод (как тот же Присчиани), которые и подсказывали художникам сюжеты для карт. Однако было бы излишне считать, что вся их жизнь была пронизана эзотеризмом настолько, что даже карточную игру они хотели сделать таинственной. Тем более сложно предположить, что глубинный символизм бы мог передаться за пределы узкого круга богатых семей, когда карты стали достоянием народа.

Карты, известные сегодня как «марсельское таро» появились тоже на севере Италии, в Ломбардии и Пьемонте, в конце XV века, а оттуда распространились на юг Франции. Долгое время они назывались во Франции «итальянскими», и само название «Марсельское таро» появилось в XIX веке — начиная с работ Ромэна Мерлена и далее, а окончательно вошло в обиход благодаря исследователю и коллекционеру Полю Марто. По мере распространения таро и появления новых колод, карты обрастают деталями, без которых сегодня воспринимать их уже сложно. Например, уже в некоторых колодах XV века попадаются названия и латинские цифры (Мантенья, Сола-Буска), тогда как в других колодах их нет. Древнеерейские буквы вплоть до XIХ века не принято печатать на картах, и первым, кто предложил их поместить на козыри, был классик оккультизма Элифас Леви. Отсутствие нумерации, в свою очередь, положило начало ситуации, когда в том или ином регионе — или в разных играх — порядок старших арканов мог меняться, что позднее стало фундаментальным для некоторых оккультных теорий таро. Именно в творчестве Элифаса Леви, пожалуй, и сформировался подход, который сегодня мы называем оккультизмом — объединение эзотерических учений, почерпнутых из разных исторических традиций (герметизм, каббала, алхимия, йога, суфизм и т.д.) с научным мировоззрением эпохи Просвещения. Таким образом, оккультное таро — это поиск тайного знания в популярной карточной колоде, но поиск, который вед ется систематическими научными методами, присущими Новому времени. Начало этого метода работы с символикой таро лежит несколько раньше, в XVIII веке, но именно в середине века следующего этот метод лавинообразно популяризовался, и уже к первой половине ХХ века таро прочно ассоциировались в западном мире с эзотерической тематикой.

Сегодня учебники по работе с таро можно найти почти в каждом книжном, даже чаще, чем сами колоды. Авторы таких учебников часто утверждают, что именно в их тексте находится ключ к тайне, веками запечатанной от непосвященных. И хотя среди откровенного мусора и плагиата можно иногда встретить истинные жемчужины, или хотя бы просто классику этого рода литературы, но изданы они бывают так, что их не отличить от искусственных без предварительной подготовки.

Когда я впервые столкнулся с темой таро, захотел быстро познакомиться с историей карт и основными авторитетными авторами, которые писали о ней, но с удивлением обнаружил, что эту информацию приходится собирать по крупицам — из предисловий, косвенных упоминаний, интернета. Некоторые классические тексты не переведены не то, что на русский, но даже на английский (об украинском я молчу). И так родилась идея написать короткий путеводитель по теориям оккультного таро, который помог бы новичку ориентироваться в россыпях тарологической литературы и подобрать себе чтение действительно по интересу, да еще сразу понять степень авторитета сего чтива. Первое издание этого путеводителя вышло в 2017 году. Сегодня, в некоторой степени, бреши уже заполняются — появились и новые переводы классических оккультных трактатов, и переводы западных обзоров истории таро (например, книги Даммита, Каплана). Постепенно формируется и историко-критическая литература по таро на русском языке. Но есть некоторые лакуны, пока не закрытые:

1) Англоязычные и франкоязычные историки таро часто ограничивают свои обзоры англоязычными же и франкоязычными тарологическими текстами. При этом не принимаются во внимание ни восточноевропейские, ни центральноевропейские трактаты (на русском, немецком и других языках). А поскольку переводят у нас, прежде всего, именно с английского и французского — целые пласты оккультных учений остаются скрытыми. Есть также написанные энтузиастами локальные истории таро в Германии, Италии, Чехии и других регионах, которые ждут своего перевода.

2) Часто в исторические обзоры оккультного таро попадают, прежде всего, тематические книги. К сожалению, эта особенность присуща и первому изданию моего путеводителя. Однако история оккультного таро — это и обилие статей в журналах, взаимные рецензии, переписка и посещение лекций, выставок и т. д. Наконец, история таро — это и создание собственно оккультных колод таро. Вплоть до середины ХХ века таковых было совсем немного, но тем важнее разобрать и их историю, упомянуть художников, их нарисовавших (ведь далеко не каждый автор оккультного трактата мог одновременно выступить художником собственной колоды).

Путеводитель написан как библиографический справочник, где представлены основные тенденции оккультной тарологии в ее классический период. Исчисление оккультной тарологии я начинаю с 1781 года, когда были опубликованы статьи Антуана Кура де Жебелена и графа де Мелле, ставшие первыми популярными версиями оккультного таро. Далее рассмотрены основные тарологические школы в хронологическом порядке, а также малоизвестные тарологические системы последующих двух веков.

Ось, на которую нанизано повествование — теории оккультного происхождения таро. Они позволяют сразу определить интерес автора к фактам или приверженность к оккультной школе, проследить преемственность и заимствования. Кроме того, в тексте разбираются различия в структуре колоды и некоторые другие особенности, позволяющие говорить о нескольких основных трендах в оккультной тарологии. Для сравнения иногда упоминаются книги, в которых карты рассмотрены не как символы эзотерического знания, а как игра, но все же основным предметом остаются теории оккультистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий